Преподавание идей научно обоснованной Трезвости в Соединенных штатах Северной Америки в конце XIX века

 Пушкарев А.Н.

Конец XIX столетия ознаменовался широким распространением идей Трезвости по всему миру. Экспансия европейской цивилизации и возможность относительно быстрой передачи информации на большие расстояния привела к тому, что, возникнув в Северной Америке, Трезвое движение в течение столетия постепенно перекинулось и на другие континенты. Охваченные идеей просвещения населения, страны-метрополии стремились утверждать Трезвость и в своих колониях, что способствовало распространению Трезвого движения по всему земному шару.

На первых порах участники Трезвого движения ставили своей целью частичный или полный запрет производства и продажи алкогольных изделий. Однако в дальнейшем к ним пришло осознание, что данные меры не являются эффективными. «Мы не принадлежим к числу сторонников запретительных законов, потому что они насилуют человеческую личность и, желая устранить зло, творят его и прибегают к нему», – писали в главе «Воспитание молодого поколения в духе трезвости и воздержания» своей книги «Народное образование в Соединенных штатах Северной Америки» русские ученые Е.П. Ковалевский, О.К. Адеркас, И.Я. Герд, Ф.Ф. Зигель, П.Г. Мижуев и М.А. Поспелова [7; 334]. Исторический опыт предыдущих Трезвых движений показал, что гораздо более эффективным является не перевоспитание человека на Трезвость, а его воспитание в Трезвости. Одними из первых к этому выводу пришли американцы.

Прежде чем перейти к анализу хода Трезвой образовательной реформы в Америке, следует рассмотреть, что представляла собой система образования Соединенных Штатов в конце XIX века. В рамках своей образовательной системы американцы подразделяли все школы на три основных типа:

-                  элементарные школы (для детей от 7 до 10 лет);

-                  грамматические школы (для учащихся в возрасте от 11 до 14 лет);

-                  высшие народные школы (возраст учеников – от 15 до 18 лет).

Следует заметить, что в рассматриваемый исторический период 96% учащихся ограничивались лишь семи- или восьмилетним обучением в начальной школе, являющейся объединением элементарной и грамматической школы. В связи с этим ознакомление молодёжи с идеями физиологии, гигиены и научно обоснованной Трезвости, помимо высших школ, было введено и в начальные. В то время эта мера была скорее вынужденной, поскольку преследовала своей целью охват как можно большего числа учащихся.

В начале последней четверти XIX столетия численность населения Соединенных Штатов Северной Америки составляла около 50 миллионов человек. В их числе насчитывались сотни тысяч сторонников Трезвости, среди которых одними из наиболее активных и организованных являлись участники Женского Христианского Союза Воздержания (World Christian Temperance Union, сокращенно – WCTU), основанного 23 декабря 1873 года. В состав WCTU входило 200 тысяч человек, действовавших как на территории Соединенных Штатов, так и за ее пределами – в Доминионе Канада, в Англии, Франции, Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Болгарии, России, Турции, Индии, Китае, Японии, Австралии, на юге Африки.

Основной деятельностью WCTU являлась организация чтений и лекций по вопросам научно обоснованной Трезвости, а также издание журналов, брошюр и книг по данной тематике. Как отмечали Ковалевский и соавторы в своей книге «Народное образование в Соединенных Штатах Северной Америки», WCTU «старается всеми силами пропагандировать трезвость среди населения» [7; 332]. При этом в ведении WCTU находились военные и морские учебные заведения, школы территорий, не имевших права штатов, а также школы для детей других рас. Таким образом, WCTU оказывал существенное влияние на тенденции в образовательной системе Соединенных Штатов, пользуясь широкой поддержкой среди населения и хорошей репутацией у представителей власти. Как следствие, продвигаемые WCTU идеи научно обоснованной Трезвости смогли в относительно короткие сроки охватить умы широких слоев населения, в первую очередь молодежи.

Начало этому было положено 1878 году в городке Гайд-Парк (предместье города Бостон, штат Массачусетс), где впервые в Америке было введено преподавание идей Трезвости в школах. Учебным пособием на этих занятиях служил первый в своем роде «Учебник трезвости» («The Temperance Lesson-Book») Бенджамина Ричардсона (Benjamin Ward Richardson), доктора медицины, доктора права, магистра искусств.

В 1879 году по предложению Мэри Хант (Mary Hannah (Hanchett) Hunt), одного из наиболее активных деятелей Трезвого движения в Америке того времени, национальный съезд WCTU призвал своих представителей начать научное преподавание идей Трезвости в народных школах. Спустя год очередной национальный съезд WCTU учреждает по инициативе Мэри Хант «Департамент по обучению идеям научно обоснованной трезвости в народных школах и колледжах» (National Department of Scientific Temperance Instruction in Public Schools and Colleges, далее – Департамент). По результатам голосования на должность управляющего Департаментом была выбрана сама госпожа Хант, а в помощь ей в штатах и территориях были назначены местные управляющие.

Первым делом Департаментом было принято решение заручиться поддержкой медицинской научной общественности. В результате в 1882 году Американская медицинская ассоциация ( American Medical Association) на своем годовом собрании по просьбе М. Хант почти единогласно поддержала мнение о вреде алкоголя для здоровья человека и общества. Данный вердикт стал важным аргументом в спорах с оппонентами и обеспечил успех последовавшего за ним обращения к законодателям штатов по вопросу принятия закона об обязательном преподавании идей научно обоснованной Трезвости.

В ноябре того же года Вермонт стал первым штатом, который принял на своей территории закон о преподавании идей научно обоснованной Трезвости. Год спустя его примеру последовали штаты Мичиган и Нью-Гэмпшир. В 1884 году WCTU одержал одну из главных стратегических побед на пути к достижению своей цели – штат Нью-Йорк с населением в пять миллионов человек принял закон о преподавании идей Трезвости. В том же году за ним последовал штат Род-Айленд.

1885 год ознаменовался тем, что соответствующие законы были приняты сразу в десяти штатах – ими были Алабама, Канзас, Миссури, Небраска, Орегон, Невада, Мэн, Висконсин, Массачусетс и Пенсильвания. Последний являлся вторым по численности населения – в тот период на его территории проживало четыре миллиона человек.

1886 год стал переломным для деятельности WCTU, поскольку законопроект о преподавании идей научно обоснованной Трезвости прошел в Конгресс Соединенных Штатов. По результатам его рассмотрения был издан закон о преподавании идей Трезвости во всех школах, находившихся в ведении WCTU. Кроме того, в том же году штаты Айова, Мэриленд и Коннектикут ввели на своих территориях законы об обязательном преподавании идей Трезвости, а в Вермонте был усилен уже действовавший там соответствующий закон.

В следующем году Западная Виргиния, Миннесота, Колорадо, Калифорния и Делавэр приняли законы о введении в школьный курс преподавания идей Трезвости. 1888 год пополнил список территорий страны, охваченных новым законом, штатами Огайо и Луизиана. В 1889 году законы о преподавании в школах идей научно обоснованной Трезвости приняли на своей территории Флорида, Иллинойс, а также Монтана, официально ставшая штатом в том же году. Следует обратить внимание на то, что многие территории, получая статус штатов, сразу же в числе прочих законов вводили у себя и закон об обязательном преподавании в школах идей научно обоснованной Трезвости. Так, в 1890 году данный закон приняли у себя Вашингтон, Северная Дакота, Южная Дакота, Айдахо и Вайоминг, которые стали штатами в течение прошедшего года.

В 1891 году очередным штатом, принявшим закон о преподавании идей Трезвости, стала Северная Каролина, в 1892 году – штат Миссисипи, в 1893 году их примеру последовали штаты Техас и Кентукки. В 1894 году данный закон принимает штат Нью-Джерси, а год спустя – штаты Южная Каролина, Теннесси и Индиана.

Одними из последних, установивших на своей территории образовательные законы по Трезвости, стали штаты Арканзас (1899 год) [1], Виргиния (1900 год) [2] и Юта (1901 год) [3, 4]. Процесс законодательного установления образования по теории научно обоснованной Трезвости на территории Соединенных Штатов был завершен в 1901 году, когда Джорджия стала последним штатом, принявшим закон о преподавании идей Трезвости [5, 6].

Примечателен тот факт, что в целом северные штаты проявляли большее стремление ввести у себя законы о преподавании идей Трезвости по сравнению с южными территориями страны. Кроме того, требования образовательного закона варьировались в зависимости от принимавшего его штата. Наиболее распространены были следующие пункты:

-         преподавание всем ученикам всех школ идей научно обоснованной Трезвости в рамках предмета физиологии и гигиены;

-         прохождение учителями экзамена на право преподавания данного предмета в школах;

-         преподавание дисциплины должно вестись наравне с другими школьными предметами;

-         там, где ученики еще не в состоянии читать по учебнику, преподавание должно вестись устно;

-         школы, уклоняющиеся от выполнения закона, лишаются государственных субсидий, а учителя, саботирующие проведение занятий, и содействующие им в этом чиновники – облагаются штрафом и лишаются должностей.

Практически сразу после введения первыми штатами закона о преподавании идей научно обоснованной Трезвости активисты WCTU столкнулись с проблемой отсутствия подходящих учебников. Использовавшийся в первые годы учебник Ричардсона носил слишком технический характер и не касался предмета физиологии и гигиены, в рамках которого учащимся преподавались основы Трезвости. В 1884 году «Департаменту распространения идей научно обоснованной Трезвости» был поручен выбор подходящих учебников. Преподавание по учебникам, не одобренным национальным управляющим, было признано нежелательным.

На первых порах были одобрены учебники для средних и старших классов (общественные и высшие школы). Составление учебника для учеников начальных классов (элементарные школы) было сопряжено с определенными трудностями. Многие книгоиздатели и авторы предлагали свои книги, но по своему назначению и содержанию они не отвечали требованиям нового закона, поскольку содержали старые теории об алкоголе. Как следствие, они были отвергнуты Департаментом.

В 1885 году при поддержке и непосредственном участии WCTU был начат выпуск серии учебников для преподавания идей научно обоснованной Трезвости под общим названием «Исследовательская физиология» («Pathfinder Physiology Series»). В рамках указанной серии было издано три книги:

№ 1 – «Первая книга детского здоровья» («Child’s Health Primer») (1885), составленная самой Мэри Хант в соавторстве с Джейн Эндрюс (Jane Andrews). Книга предназначалась для учащихся начальных классов народных и частных школ. Впоследствии данный учебник неоднократно переиздавался, в том числе и на других языках.

№ 2 – «Гигиена для юношества», известная также под названием «Физиология юношества» («Hygiene for Young People; or, Young People’s Physiology») (1885), адаптированная для средних классов и общественных школ. Ранее при поддержке WCTU данное пособие было выпущено под названием «Физиология Трезвости» («A Temperance Physiology») (1884). Его автором являлся Алонзо Пальмер (Alonzo Benjamin Palmer), доктор медицины, доктор права, декан факультета медицины и хирургии Мичиганского университета.

№ 3 – «Гигиеническая физиология» («Hygienic Physiology») (1888) для подготовленных учеников. Составителем данного учебника являлся доктор философии Джоэль Стиль (Joel Dorman Steele), автор широко известных в то время учебников по естественным наукам из серии «Четырнадцать недель» («Fourteen-Weeks Series»). В частности, в 1872 году рассматриваемое пособие было выпущено в рамках указанной серии под названием «Четырнадцать недель по физиологии человека» («Fourteen Weeks in Human Physiology»). В 1884 году WCTU подготовил его адаптированное издание для высших школ и академий под названием «Hygienic Physiology», одновременно выпустив для младших классов и общественных школ «Сокращенное издание «Гигиенической физиологии» («An Abridgement of the Hygienic Physiology»). В 1888 году исправленное издание книги, дополненное избранными лекциями, было включено в серию книг «Pathfinder Physiology» для преподавания идей Трезвости.

Примечательно, что законы штатов Пенсильвания и Массачусетс, принятые в один год с выходом изданий серии «Pathfinder Physiology» запрещали использование учебников, в которых идеи Трезвости были включены в виде приложения. Учитывая это требование, многие издатели перепечатали свои книги, отведя место идеям Трезвости в соответствующих разделах физиологии рядом с гигиеной. Однако даже в таком виде все эти учебники являлись спекуляцией и не отвечали требованиям школьного преподавания. Как следствие, они не могли быть одобрены национальным управляющим М. Хант, что послужило причиной большого числа нареканий со стороны книгоиздателей.

В целях разрешения всех споров по вопросу структуры и содержания учебных пособий в 1887 году Департамент составил программу для преподавания идей научно обоснованной Трезвости. Данная программа была включена в циркулярную просьбу о пересмотре учебников, обращенную к издателям. На циркуляре были поставлены подписи более 200 человек, в числе которых были 22 члена национального конгресса, временный председатель сената Соединенных Штатов, многие выдающиеся деятели, члены медицинских советов, известные педагоги, директора колледжей, ректора университетов. Циркуляр обращал внимание книгоиздателей на то, что успех дела в сильной мере зависит от достоинств учебников и их соответствия целям Департамента. Циркуляр содержал следующие основные положения:

-         учению о Трезвости в учебниках должно было быть отведено главное место;

-         идеи Трезвости должны составлять, по крайней мере, четвертую часть учебника;

-         учебники должны содержать результаты новейших исследований и последние выводы науки об опасных и вредных свойствах алкоголя:

  • алкоголь – яд;
  • пиво, вино, сидр также несут в себе вред, поскольку содержат алкоголь, являющийся продуктом процесса брожения, обращающего пищу в яд;
  • как следствие, следует воздерживаться от алкогольных разведений любого вида.

-         учебники должны знакомить учеников с влиянием алкоголя и других интоксикантов на умственную, нравственную и физическую жизнь человека;

-         поскольку лишь небольшой процент учеников общественных школ идет в высшие школы, а большинство оканчивает только начальную школу, преподавание должно начинаться рано и быть законченным;

-         преподавание в высших школах может быть введено в прежнем объеме с добавлением к существующим учебникам 20 страниц о вреде алкогольных разведений и других интоксикантов;

-         преподавание должно учитывать способности учеников каждого класса, не допускается использование учебников для высших школ в начальных и средних классах («истина остается такой же истиной, хотя бы она была выражена простыми словами и не облечена в технические выражения, непонятные для детей»);

-         учебники, не удовлетворяющие всем вышеуказанным требованиям циркуляра, не могут быть признаны целесообразными.

Выпуск циркуляра привел к тому, что почти все книгоиздатели добровольно согласились на пересмотр своих изданий, касающихся преподавания идей Трезвости. В пересмотре и разработке многих учебников непосредственное участие принимал и сам Департамент.

В 1889 году WCTU начал выпуск учебников из серии «Авторитетная физиология» («Authorized Physiology Series»). Данную серию составили три пособия:

№ 1 – «Здоровье для маленьких людей» («Health for Little Folks») (1890), подготовленное Мэри Хант для учащихся начальных классов.

№ 2 – «Уроки по гигиене, или Тело человека и как заботиться о нем» («Lessons in Hygiene, or, The Human Body and how to Take Care of it») (1890), выпущенное для средних классов и грамматических школ. Данный учебник представлял собой специальное издание книги Джеймса Джогоннота (James Johonnot) и доктора философии Юджина Боутона (Eugene Bouton) «Как мы живем, или Тело человека и как заботиться о нем» («How We Live: or, The Human Body, and how to Take Care of it») (1885). Первое издание указанного пособия рассмотрел и одобрил Генри Дидама (Henry Darwin Didama), доктор медицины, профессор принципов и практики медицины медицинского колледжа Сиракузского университета, экс-президент Медицинского общества штата Нью-Йорк и Государственной медицинской ассоциации Нью-Йорка. В дальнейшем книга ежегодно переиздавалась, и в 1890 году была включена WCTU в серию «Авторитетная физиология».

№ 3 – «Основные положения анатомии, физиологии и гигиены» («The Outlines of Anatomy, Physiology, and Hygiene») (1889) для учащихся старших классов высших народных школ и подготовленных классов общественных школ. Впервые изданная в 1884 году доктором медицины Роджером Трейси (Roger Sherman Tracy), санитарным инспектором Департамента здравоохранения города Нью-Йорк, книга носила название «Основы анатомии, физиологии и гигиены» («The Essentials of Anatomy, Physiology, and Hygiene») и предназначалась для учащихся школ и академий. В 1886 году был выпущен исправленный и дополненный вариант данного учебника, а в 1889 году WCTU включил его исправленное издание в серию «Авторитетная физиология», немного изменив название.

Помимо учебников силами WCTU был организован выпуск периодических изданий по теме Трезвости. Так, с 1892 года в Гайд-Парке по инициативе М. Хант для преподавателей Трезвости был начат выпуск периодического новостного листка «Научно обоснованная Трезвость, ежемесячные советы» («Scientific Temperance, Monthly Advices»), который спустя два года был переименован в журнал «Школьная физиология» («The School Physiology Journal»). До самой своей смерти в 1906 году госпожа Хант являлась его бессменным редактором.

В основу организации преподавания идей научно обоснованной Трезвости в Америке были положены следующие принципы:

  1. Минимум времени. По рекомендации WCTU годовой курс преподавания идей научно обоснованной Трезвости должен был составлять не менее 14 часов. При этом в неделю рекомендовалось проводить 3 занятия по 20 минут каждое. При меньшей частоте проведения уроков учащиеся хуже усваивали пройденный материал, успевая забыть полученную в течение недели информацию.
  2. Метод преподавания. Для неподготовленных учащихся – по учебникам, для подготовленных учащихся допускалось устное изложение материала. Кроме того, устное изложение материала требовалось приводить для тех учащихся, которые в силу малого возраста еще не могли следить по учебнику.
  3. Отметки и испытания. Знания учащихся по основам Трезвости оценивались отметками наравне с другими преподаваемыми предметами. В конце курса учеников ожидали испытания (проверка знаний) и экзамены.

Результатом работы WCTU стало повсеместное распространение идей научно обоснованной Трезвости и их преподавание в учебных заведениях по всей территории Соединенных Штатов Северной Америки. Следует заметить, что уже в 1894 году по теории научно обоснованной Трезвости получали регулярное образование 12-13 миллионов детей [7]. Общая численность населения в то время составляла около 70 миллионов человек. Таким образом, каждый пятый житель страны уже со школьной скамьи был знаком с основными положениями науки о Трезвости. К началу XX века, когда закон о преподавании идей Трезвости был принят на всей территории Соединенных Штатов, просвещение по основам науки о Трезвости охватывало уже свыше 22 миллионов американских школьников [6] при общей численности населения страны в 76 миллионов человек.

Описанный гигантский опыт американского Трезвого движения не мог пройти бесследно. В ходе своей просветительской деятельности WCTU выявил ряд закономерностей, которые полностью согласуются с опытом современного российского Трезвого движения, в частности, с теоретическими и практическими наработками Союза утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал».

Участниками американского Трезвого движения было подмечено, что на первых порах учителя относились с некоторым недоверием к введению в начальные школы идей Трезвости. Соглашаясь в принципе с предложениями Департамента, педагоги ссылались на трудность осуществления этой идеи. Кроме того, некоторые учителя указывали на неудобство слишком долго останавливаться и настойчиво обращать внимание детей на зло, которое не свойственно их возрасту. Свои опасения они мотивировали тем, что подобные действия искусственно наталкивают учащихся на мысль испытать на себе описываемый интоксикант. Таким образом, дальновидные американские педагоги еще в XIX веке подмечали опасность перехода к деятельности, именуемой сегодня «профилактикой употребления психоактивных веществ». Однако по факту WCTU взял за основу своей работы положения о нормальном функционировании тела здорового человека. Информация о вреде алкоголя и других интоксикантов составляла лишь малую часть от общего объема изучаемого материала и излагалась в контексте их содействия отклонению от физиологической нормы человека. Более того, положения здорового образа жизни всегда предшествовали научным данным о негативном влиянии интоксикантов на организм человека. Конечно, в рассматриваемый исторический период такие науки как социология и психология были еще далеки от современного уровня их развития. Данное обстоятельство, а также отсутствие богатого исторического опыта не позволили WCTU начать развивать учение о Трезвости как самостоятельное направление науки. Однако сам подход, выбранный Мэри Хант и соратниками для аргументации преимуществ Трезвого образа жизни, был верен. Прошло чуть больше века, и уже современное Трезвое движение России взяло за точку отсчета понятие о Трезвости как о естественном творческом состоянии человека, которое дается каждому от рождения. Отделение теории Трезвости от учения о здоровом образе жизни позволило человечеству выйти на новый качественный уровень в понимании вопросов утверждения и сохранения Трезвости в обществе.

Одной из важных рекомендаций, сформулированных WCTU, стал вывод о том, что для успешности преподавания теории Трезвости крайне желательно, чтобы учителя не только говорили о Трезвости, но и сами жили в Трезвости. Как написал в 1890 году в одном из своих писем великий русский народный ученый, педагог, просветитель по теории Трезвости Сергей Александрович Рачинский: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет Трезвости, за мною пошли тысячи».

Не менее важным является замечание о том, что те учителя, которые сами поступают на работу в школы еще юношами, в итоге формируют Трезвый педагогический контингент учебных заведений. Таким образом, процесс формирования морали Трезвости в образовательной среде имеет инерционный характер – скорость его имеет тенденцию расти с каждым годом.

Также активистами американского Трезвого движения было подмечено, что под влиянием объяснений детей, получивших знания по основам научно обоснованной Трезвости, многие родители прекращают отравлять себя алкогольными разведениями. Спустя более ста лет указанный факт продолжает подтверждаться «Трезвым Уралом» в ходе проводимой им работы по формированию Трезвых убеждений среди учащихся школ в различных городах России.

 

Список литературы

  1. The School Physiology Journal, vol. 8, no. 10 (1899): 160-161.
  2. The School Physiology Journal, vol. 9, no. 7 (1900): 108.
  3. The School Physiology Journal, vol. 10, no. 3 (1900): 35.
  4. The School Physiology Journal, vol. 10, no. 10 (1901): 147.
  5. "A Resume of Scientific Temperance Legislation." The School Physiology Journal, vol. 11, no. 7 (1902): 99-100.
  6. "Enactment of Temperance Education Laws in America." The School Physiology Journal, vol. 12, no. 9 (1903): 132-133.
  7. Ковалевский Е.П. и др. Народное образование в Соединенных штатах Северной Америки. – СПб.: Типография "В. С. Балашев и Ко", 1895. – 598 с.

 Пушкарев А.Н., к.т.н.(старший преподаватель кафедры программного обеспечения
Тюменского государственного университета, ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень»).


Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Семенова Ю.С. Варварский обманщик – Джон ячменное зерно
2 Пушкарев А.Н. Преподавание идей научно обоснованной Трезвости в Соединенных штатах Северной Америки в конце XIX века.
3 Богословская Е.В. От трезвости естественной к трезвости сознательной: роль традиционного воспитания в формировании трезвой личности с раннего возраста.
4 Кушнарёва М.С. Сергей Александрович Рачинский – великий учитель и великий трезвенник. 
5 Огородникова И.П. Из опыта проведения уроков Трезвости в среднем звене общеобразовательной школы.
6 Александрова Е.П. О возможностях обучения педагогического состава теории Трезвости.
7 Коба Т.В., Нодь А.В. Трезвость как элемент формирования социального потенциала молодёжи.
8 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Роль периодической печати в отнимании Трезвости на примере журнала «Крокодил».
9 Баженов А.И. Методика работы по утверждению и сохранению Трезвости в России в социальных сетях.
10 Трифонова Г. И. О проекте закона «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области», как о возможности граждан реализовать свои права на прекращение отравления алкоголем и табаком.
11 Вуколов А.В. Негативные стороны проведения контрольных закупок алкогольных ядов.
12 Григорьева С.А. Территориальное общественное самоуправление – реальная власть народа.
13 Чеснокова У.А. Роль курсов по формированию трезвых убеждений в жизни человека.
14 Щербакова Л.А. Актуальность формирования убеждений.
15 Зверев А.А. Утверждение и сохранение Трезвости – современный этап трезвого движения.
16 Богословская Е.В. Новый этап развития Общественного Трезвого Движения на Юге России.
17 Исаев В.И. Опыт работы ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» по утверждению и сохранению Трезвости.
18 Пономарев В.А.  Утверждение и сохранение Трезвости в Ростовской области.
19 Богословская Е.В. Распространение трезвого движения в России.
20 Приложение. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
   
 Материалы 12-й научно-практической конференции: 
"Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» на государственный уровень!"
© Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2014
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

 

end faq

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody