От Трезвости естественной к Трезвости сознательной: роль традиционного воспитания в формировании трезвой личности с раннего возраста

Богословская Е.В.

Роль воспитания в формировании трезвой личности является основной.

Высказывания о том, что некоторые дети рождаются с наследственной предрасположенностью к отравлению интоксикантами являются абсурдными и современной наукой и практикой опровергаются. Все дети рождаются трезвыми, потому что такова природа человека.

Те же дети, которых родители отравляли во время их зачатия, вынашивания и новорожденности получают повреждение системы нейтрализации ядов, изменения в системе защиты организма от отравлений, общее ослабление здоровья. Эти нарушения и повреждения в дальнейшем могут принести массу неприятностей человеку, но при условии защиты его от программирования на отравление интоксикантами не имеют никакого влияния на развитие интоксикантной зависимости. Интоксикантная зависимость, как известно, имеет несколько стадий: программа, приобщение, привычка, потребность и т. д. Первой и основной стадией является программа, психологическая установка на отношение к отравлению интоксикантами, как к социально значимому явлению. Таким образом, ребенок, даже подвергнувшись интоксикантному удару в утробе матери, рождается трезвым, потому что несмотря на его физиологические повреждения от табачных, алкогольных и прочих ядов он не имеет ни малейшей запрограммированности на отравление. И в дальнейшем, если его среда обитания будет свободной от программирования на отравление интоксикантами, он будет жить трезво. Растущий организм компенсирует повреждения, нанесенные по не благоразумности ему его родителями и с той или иной степенью здоровья ребенок будет жить нормальной трезвой жизнью.

Практика трезвого движения, весь мой педагогический опыт показывает, что именно в раннем возрасте происходит всё самое главное для сохранения Трезвости: либо человек утрачивает Трезвость, либо получает устойчивое трезвое убеждение и сохраняет Трезвость.

В последнее десятилетие в рамках трезвого движения достаточно глубоко изучены формы и методы программирования детей на отравление интоксикантами. У нас собраны огромные коллекции иллюстраций, песен, упаковок, открыток и даже игрушек, которые программируют детей на отравление табаком и алкоголем.

Практические действия участников трезвого движения по донесению до общества понимания воздействия всей этой продукции на детей принесли реальный положительный результат. В обществе растет понимание о необходимости защиты детей от вредной информации. Как результат в России с 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Защита детей от вредной информации, между тем, на сегодняшний день не является абсолютной. Явно выраженная пропаганда отравления интоксикантами запрещена, пропаганда же скрытая, например, через образы отрицательных героев художественных произведений, присутствует повсеместно.

Прямой призыв к отравлению считается противоправным действием, а наличие в магазинах полок с разнообразными видами табачно-алкогольной продукции, расфасованных в привлекательные яркие упаковки и расположенных на самых видных местах, нет. Между тем реализация табачно-алкогольных ядов в одном ряду с продуктами питания, является самым мощным программирующим на отравление фактором.

Всё ещё ищется ответ на очевидный вопрос: является ли вредной информацией продажа конфет и напитков для детей в упаковке с огромной степенью схожести напоминающей «взрослую бутылку шампанского», леденцов напоминающих «пачки сигарет». Товары для детей явно вызывающие у ребенка желание играть в отравление нарушают его право на защиту от вредной информации или нет? Пока взрослым населением производится осмысление данных факторов, дети познают мир и знакомятся, в том числе с информацией об отравлениях.

Поэтому в педагогическом сообществе проблему формирования трезвой личности в условиях информационного террора и явного либо скрытого программирования на отравление интоксикантами приходится так или иначе решать. Развивается диалог о том, как осуществлять воспитательное воздействие с целью защитить ребенка от отравлений табаком и алкоголем в будущем.

Несколько лет назад нами был начат разговор о том, как формировать трезвую личность с раннего детства. Казавшееся по началу сложным дело защиты Трезвости ребенка и формирования у него устойчивых трезвых убеждений, на поверку оказалось достаточно простым, чтобы осуществить его в пределах семьи и малых педагогических групп.

Сейчас предстоит распространить положительный опыт на все общество и выработать методы педагогического воздействия, понятные и доступные всем без исключения педагогам и родителям.

Практические действия «Трезвого Ставрополя» в 2013 -2014 годах в этой области показали, что такие методы уже существуют в традиционной народной культуре. Её элементы сохранились в традициях быта и фольклоре. Они напрямую не касаются ни понятия Трезвости, ни тем более понятий об интоксикантах, но они в купе создают такое информационное пространство, в котором ребенок максимально защищен от разрушительного поведения, вредных установок и ложных ориентиров.

Именно поэтому в 2012 году мы создали Детскую фольклорную студию «Вечёрочка» для детей дошкольного возраста. Воспитание и обучение детей в этой студии осуществляется исключительно на основе фольклорного материала.

Сейчас уже не возникает споров, когда надо начинать формировать трезвую личность. Без сомнения, начинать надо с момента его появления на свет. Но вопрос как это правильно делать еще ждет своего полнейшего и подробнейшего развития.

В рамках данного доклада можно только обозначить основы данной темы. А именно:

  1. Чтобы ребенок, подрастая, уверенно и легко сохранил свою Трезвость, необходимо с самого рождения заложить в нем верные созидательные жизненные ориентиры, сформировать основы трезвой личности.
  2. Для достижения положительного результата в ранний период жизни человека необходимо обеспечить два основных условия:

-                  трезвость взрослого окружения;

-                  создание трезвой предметно-информационной среды.

В раннем возрасте это единственное и обязательное требование.

Что касается всего периода детства, то здесь формирование трезвой личности осуществляем по трем основным направлениям (данная классификация предложена автором в 2006 году на семинаре «От трезвости естественной к трезвости сознательной»):

1. Защита от программирования на отравление интоксикантами. Защита от программирования до 5 лет должна быть полной, от 5 до 12 лет – максимальной с разъяснениями, а с 12 лет активной, то есть с вовлечением ребёнка в защиту «территории трезвости», которую он должен воспринимать как свою зону ответственности.

2. Введение понятия «Трезвость» и введение сопутствующего терминологического аппарата (языка утверждения и сохранения Трезвости).

До 5-7 лет – программирование на Трезвость (впечатывание). Очень часто импринтинг (мгновенное запечатление чего-либо) возникает у людей во время эмоционального всплеска или напряжения. Самые первые впечатления детей о предметах и явлениях всегда ярко запечатлеваются и становятся ведущими в их последующей оценке. Иными словами взрослые осознанно программируют ребенка на трезвое поведение всеми известными педагогике методами или делают это подсознательно, если сами живут трезво по убеждению.

С 5-7 лет – осознанное введение понятия Трезвости в основном через Уроки Трезвости, а так же через занятия в культурных, спортивных, творческих, образовательных секциях и кружках, ставящих своей целью формирование основ трезвой личности.

3. Активные действия по утверждению и сохранению Трезвости.

Для детей старше 12 лет – активные действия по утверждению и сохранению Трезвости обязательны, потому что самый верный способ закрепить полученный результат, это применить знания в жизненных ситуациях, в том числе и в специально созданной обстановке. Уроки Трезвости в этом возрасте приобретают большую исследовательскую направленность, а так же становятся для каждого ребенка теоретической базой формирования трезвой среды обитания и трезвого окружения для себя лично.

Инструменты, с помощью которых происходит формирование трезвой личности с ранних лет, это Мораль Трезвости, формирование созидательного позитивного настроя, положительных качеств личности, хорошо развитая способность к Различению и четкое представление о здоровом образе жизни.

Формы формирования трезвой личности могут быть самыми разными.

Два года назад мы создали Детскую фольклорную студию «Вечёрочка» (руководитель Арсений Вельяминов, педагог Богословская Е.В.). В ней занимаются на сегодняшний день 30 детей в возрасте от 2 до 7 лет. Весь комплекс образовательно-воспитательного воздействия базируется на традиционных формах: народные игры, пение, пляс, игра на народных инструментах, рукоделие и обучение ремёслам. Красной нитью во всем многообразии развивающего, обучающего и воспитывающего проходит формирование представления детей о том, каким должен быть человек, что бы быть хорошим и счастливым.

Начиная с раннего возраста, человек познает мир, причем, чем младше человек, тем больше информации о мире он получает. Потом он начинает моделировать его в своем воображении – появляется игровая деятельность. Позже исследует, учится анализировать, систематизировать и делать независимые выводы. А став достаточно взрослым, начинает создавать этот мир в соответствии с полученными ранее представлениями о жизни и со своими потребностями.

Процесс познания жизни обязательно должен быть последовательным. Движение познания должно происходить от общего к конкретному, от естественного к рукотворному, от целого к деталям. То есть в раннем возрасте ребенок знакомится с цельными картинами естественного мира, воспринимая их как можно более обобщенно. Взрослея, он учится вычленять детали, позже и детали дробить на составляющие.

Процесс познания обязательно должен быть спокойным. Сейчас очень часто взрослые стремятся высекать у детей эмоции. Спекулируя на естественном желании родителей видеть своего ребенка счастливым и улыбающимся коммерциализированные «педагоги-психологи» предлагают массу воспитательных методик и развлечений, в которых дети переживают яркие ощущения и эмоции. Это и красочные мультфильмы с динамично развивающимся сюжетом и эмоциональными персонажами, это и весельчаки клоуны на праздниках, это утренники в детских садах, которые еще ко всему прочему происходят очень часто. На всех этих «вспышках» эмоций, специально организованных взрослыми, вкупе идёт самое разнообразное информационное программирование, в том числе и негативное. Более того, дети теряют нить закономерного развития жизни, его общую картину. И, самое опасное, дети теряют интерес к простоте и обычности жизни. Понятие «обыденность» приобрело негативную окраску. А устремление к чему-то необычному, из ряда вон выходящему стало преобладать над желанием создавать полезное и значимое.

Процесс познания должен быть самостоятельным. Это не значит, что ребенок должен быть предоставлен сам себе и его не надо специально обучать. Это значит, что главная задача взрослого это создать для ребенка развивающую предметно-информационную среду и направлять его познавательную активность. Первым в стимулировании и направлении познавательной активности ребенка является пример поведения взрослых, их отношение к познанию, обучению. Показателем правильно организованного для познания пространства будет, если ребенок в своей разговорной речи чаще всего произносит слова «Что это? Почему?». Обучению должен предшествовать хотя бы незначительный интерес со стороны ребенка.

Итак, детская фольклорная студия «Вечёрочка», призванная по началу осуществить эстетическое воспитание детей, открыла для нас целый ряд положительных моментов, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и для формирования трезвой созидательной личности.

Дети, познание мира которых начинается с познания своего этнокультурного пространства в тесном сотрудничестве с членами своей семьи, спокойны и уверены и в себе и в благожелательности окружающего их мира. Это формирует в первую очередь психическую устойчивость и целостность характера. Это дает ребенку спокойствие.

Особое положительное воздействие имеет народное пение. Всегда напевное, спокойное звучание, простые слова успокаивают ребенка, настраивают его на хорошее. Само пение с легким вдохом и длительным звучащим выдохом укрепляет организм ребенка, благоприятно действует на его психику. В совместном пении дети слышат и чувствуют друг друга, учатся согласованности действий, учатся ощущать себя единственного в окружении многих и одновременно всех как одно целое. «Один за всех и все за одного» – давнее правило русских артелей – постигается без пояснений со стороны взрослых, а впервые лишь на уровне ощущений.

Простые и испытанные временем формы устного народного творчества и детского фольклора формируют у ребенка представление о мире, народные игры помогают отработать разные модели поведения в реальных условиях общения, пение создает благоприятный психологический настрой, традиционный пляс развивает ребенка физически.

Изучая ремёсла и занимаясь рукоделием, дети приучаются ставить цель и добиваться её, на практике постигая, что такое красота рукотворного мира, переживая ощущения созидания и общественной полезности. В старых традициях воспитания, в отличие от современных, при выполнении заданий и различных работ акцент ставится не на развитие ребенка, а на создание предметов, которые принесут пользу семье или обществу. Создавая полезное и прекрасное, ребенок ощущает свою общественную полезность, свою значимость. Его развитие для него не становится целью. В современных подходах посещение студий и кружков рассматривается родителями, как источник развития и обучения ребенка. Ребенок знает это и приучается к тому, что все, что он делает, он делает на пользу себе.

Такое качество как «трезвый» осознается детьми впервые без привязки к интоксиканту. То есть первое, что познает ребенок, что «трезвый» – это ловкий, внимательный, сообразительный, веселый и т. п. И только потом, подрастая и знакомясь с миром более широко, ребенок поймет, что «трезвый» – это еще значит исключивший применение внутрь интоксикантов.

Есть качества личности, которые помогают подрастающему человеку противостоять программированию на отравления интоксикантами даже без научения со стороны взрослых. Например, хорошо сформированная созидательная активность. Ребенок любит создавать красивые предметы, положительные эмоции, добрые отношения. Любое покушение на эту его потребность воспринимается им отторжением. Отравление интоксикантом всегда ведет к утрате способности к труду, снижению концентрации внимания и т.п., это не может быть не замечено ребенком, поэтому сам факт отравления станет для него неприятным. А при соответствующем грамотном информационном сопровождении со стороны взрослого и невозможным.

Поэтому в раннем дошкольном возрасте, когда мы еще лишены возможности говорить с детьми о Трезвости и когда абсолютной ошибкой будет говорить с детьми об интоксикантах, необходимо воспитывать у детей положительные черты характера. Это станет базой для формирования трезвых убеждений в последующем.

Второй момент. Дети, общающиеся с людьми имеющими трезвые убеждения, так или иначе подвергаются с их стороны программированию на Трезвость, потому что педагог, имеющий трезвое убеждение в словах, в эмоциях, в поступках, обязательно проявляет отрицательное отношение к отравлению интоксикантами и положительное ко всему, что свойственно трезвому человеку. Дети имеют способность очень тонко чувствовать контекст сказанного и буквально считывать эмоции и незаметно для себя и окружающих принимать на себя убеждения педагога. Поэтому сам факт работы с маленьким ребенком педагога с трезвыми убеждениями формирует подсознательную нацеленность на Трезвость у ребенка в будущем.

Третье. Дети воспринимают жизнь целостно и вслед за каким-либо воспринятым образом или предметом принимают и ту нагрузку, которую он несет. Если ребенка воспитывают в субкультуре растаманства, заплетают себе и ему дреды, надевают одежду и слушают музыку, соответствующую этой субкультуре, то родители должны быть готовы к тому, что рано или поздно в его жизнь придет и такой интоксикант, как анаша, потому что он непременный атрибут этой субкультуры.

Поэтому, выбирая форму воспитательного воздействия, мы остановились именно на народных традициях. Созданные народом песни, танцы, игры и ремесла – это постоянное подтверждение Трезвости предыдущих поколений. Образ ловкого, сообразительного, трудолюбивого, подтянутого, мастеровитого человека никак не вяжется с образом отравленного вялого, шаткого, расслабленного. И дети это быстро понимают. Погружаясь в атмосферу фольклора, они вкупе погружаются и в атмосферу Трезвости.

Естественно, этого не достаточно, что бы ребенок сохранил и утвердил в своей жизни Трезвость. Позже будут и уроки Трезвости и много других форм формирования трезвой личности. Но правильно организованное воспитание в младенческом и младшем дошкольном возрасте будет благодатной почвой для формирования трезвой личности на всех последующих этапах.

Богословская Е.В.
(СГОО КУСТ «Трезвый Ставрополь»)

 

Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Семенова Ю.С. Варварский обманщик – Джон ячменное зерно
2 Пушкарев А.Н. Преподавание идей научно обоснованной Трезвости в Соединенных штатах Северной Америки в конце XIX века.
3 Богословская Е.В. От трезвости естественной к трезвости сознательной: роль традиционного воспитания в формировании трезвой личности с раннего возраста.
4 Кушнарёва М.С. Сергей Александрович Рачинский – великий учитель и великий трезвенник. 
5 Огородникова И.П. Из опыта проведения уроков Трезвости в среднем звене общеобразовательной школы.
6 Александрова Е.П. О возможностях обучения педагогического состава теории Трезвости.
7 Коба Т.В., Нодь А.В. Трезвость как элемент формирования социального потенциала молодёжи.
8 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Роль периодической печати в отнимании Трезвости на примере журнала «Крокодил».
9 Баженов А.И. Методика работы по утверждению и сохранению Трезвости в России в социальных сетях.
10 Трифонова Г. И. О проекте закона «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области», как о возможности граждан реализовать свои права на прекращение отравления алкоголем и табаком.
11 Вуколов А.В. Негативные стороны проведения контрольных закупок алкогольных ядов.
12 Григорьева С.А. Территориальное общественное самоуправление – реальная власть народа.
13 Чеснокова У.А. Роль курсов по формированию трезвых убеждений в жизни человека.
14 Щербакова Л.А. Актуальность формирования убеждений.
15 Зверев А.А. Утверждение и сохранение Трезвости – современный этап трезвого движения.
16 Богословская Е.В. Новый этап развития Общественного Трезвого Движения на Юге России.
17 Исаев В.И. Опыт работы ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» по утверждению и сохранению Трезвости.
18 Пономарев В.А.  Утверждение и сохранение Трезвости в Ростовской области.
19 Богословская Е.В. Распространение трезвого движения в России.
20 Приложение. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
   
Материалы 12-й научно-практической конференции: 
"Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» на государственный уровень!"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2014
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

 

end faq



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody