Утверждение и сохранение Трезвости – современный этап трезвого движения

Зверев А.А.

Время от времени в обществе, среди участников трезвого движения, а также в среде людей, относящих себя к трезвому движению, возникают дискуссии о современном этапе трезвого движения. Такой вопрос возникает в связи с известной классификацией этапов трезвого движения Г.А. Шичко и осмыслением развития современного трезвого движения.

Классификация, данная Г.А. Шичко, в настоящее время представляется примерно в следующем виде.

I трезвенническое движение. 1858-1860 годы.

В августе 1858 года начался стихийный протест крестьян. Буквально восстали 32 губернии. Восставшие протестовали против откупной системы распространения алкогольных ядов, которая в ту пору осуществлялась примерно через 80000 питейных заведений. По своим требованиям стихийное движение было разномастным. Часть крестьян выступала за полную Трезвость. Другая часть была недовольна высокими ценами на алкогольные яды. Другая часть была недовольна плохим качеством алкогольных ядов. Стихийно и повсеместно осуществлялся бойкот питейных заведений. На крестьянских сходках решался вопрос об отказе от самоотравления алкоядом и массово совершались обряды зарока «от питий». В мае 1859 года общества трезвости, особенно в Поволжье и на Урале, организовали массовый разгром питейных заведений, принадлежавших откупщикам.

Первый этап трезвенного движения был усмирен войсками. Многие организаторы питейных погромов попали на каторгу. Тем не менее, в октябре 1860 года была отменена откупная система, которая к 1863 году была заменена акцизной. Алкопроизводители ввели новую форму выкачивания денег из народных кошельков в виде акциза. Спаивание народа было продолжено.

II этап трезвеннического движения. 1885 г. Данный этап связывается с активной просветительской и организационной деятельностью русской интеллигенции. Активное участие во втором этапе трезвенного движения в России принял Лев Николаевич Толстой и целая плеяда его сторонников и друзей.

Характерным признаком этого этапа является переход от стихийных протестов к созданию организаций, целенаправленно занимающихся именно вопросами прекращения спаивания населения. Возникавшие при этом организации имели уставы, требования к членам организации. Одним из первых таких обществ было «Согласие против пьянства», созданное Л.Н. Толстым. Активная позиция граждан привела к разрешению сельским обществам закрывать в пределах своих территорий питейные заведения. В течение нескольких лет многие из сельских обществ очистили свои территории от продажи алкогольного яда.

III этап трезвеннического движения. Обычно к этому этапу относят 1910-1914 гг. Начался он в результате работы Первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством (1910 г.), который принял целый ряд важных решений по активизации трезвого движения в России. 11 марта 1914 года министр финансов Барк расширил возможности закрытия питейных заведений сельскими обществами, что вызвало дополнительный подъем в трезвенническом движении, которое с началом войны завершилось введением закона трезвости, первоначально на период мобилизации, а затем активисты добились его продления. Вопреки широко распространённому мнению, полного «сухого закона» не было. Правящий класс оставил себе возможность самоотравляться. В связи с этим алкопромышленность работала, хотя и в гораздо меньших объёмах. Потребление снизилось с 4,5 литра абсолютного алкоголя на человека в год до 0,2-0,5 литра.

IV трезвенническое движение. После революционных событий 1917 года, новая власть продлила закон трезвости, отвоёванный народом у предыдущего режима. Но в 1925 году действие закона трезвости было приостановлено. Начался новый виток спаивания населения и соответственно начался активный протест общества.

В 1927 году возникла всесоюзная организация «Общество по борьбе с алкоголизмом» (ОБСА), которое вело активную просветительскую и практическую деятельность. Выпускались журналы "Трезвость и культура" (Москва) и "За трезвость" (Харьков). Школьники проводили массовые трезвеннические демонстрации. Под влиянием ОБСА первый пятилетний план откорректировали с целью резкого снижения производства водки и пива, а во вторую пятилетку предполагалось полностью изжить все алкоядные жидкости. Однако, в начале 30-х годов по инициативе ряда членов Политбюро ВКПб деятельность общества была свернута, закрыты все трезвеннические издания. Но, несмотря на это, потребление алкоядов в СССР росло медленно и за 16 лет (с 1925 по 1941 гг.) оно увеличилось с 0,5 литра абсолютного алкоголя на человека в год до 2-х литров. В войну мы вступили с самым низким уровнем самоотравления среди стран Европы. Трезвость подавляющего числа наших людей явилась важным ресурсом в деле достижения победы над немецко-фашистскими оккупантами.

V трезвенническое движение. 1981 год. Г.А. Шичко его началом установил проведение в г. Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области Всесоюзной межведомственной научно-практической конференции «Профилактика пьянства и алкоголизма в промышленном городе», на которой с острыми докладами выступили академик Ф.Г. Углов, кандидат биологических наук Г.А. Шичко, социолог И.А. Красноносов и многие другие активисты трезвеннического движения.

Наши дни

В связи с деятельностью ОД «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал» (учреждён 23 февраля 2003 г.), в связи с провозглашением цели трезвого движения как «Утверждение и сохранение Трезвости человеком, семьёй, обществом в целом» (1999 г., ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень»), в связи с введением понятия Трезвости как «Естественного состояния человека, семьи общества в целом» (1997 г., Слёт трезвенников на оз. Тургояк), ряд соратников с целью повышения эффективности трезвого движения поднимали вопрос о необходимости обозначения текущего этапа трезвого движения. Этот вопрос, в частности, поднимал председатель ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» В.И. Исаев на очередной научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», которая проходила в г. Нижнем Тагиле. В.И. Исаевым была приведена убедительная аргументация в пользу такого шага. Тем не менее, делегаты не смогли прийти к однозначному обозначению текущего этапа. Вопрос был признан правильным и своевременным, но было решено определиться с признаками классификации и найти наглядное название текущему этапу трезвого движения.

В настоящее время в связи с активизацией трезвого движения, в связи с широким притоком в трезвое движение молодёжи с особой силой встаёт вопрос о названии текущего этапа трезвого движения. Данная мера позволит более организованно действовать различным людям и организациям, относящих себя к трезвому движению.

Анализ показывает, что наиболее характерными признаками предыдущих этапов являются отсутствие единой конструктивной цели, нацеленной на результат – все они так или иначе были нацелены на размытые понятия «борьба», «преодоление», «борьба с пьянством, алкоголизмом», «борьба со злоупотреблением …», «борьба за трезвость». Также характерными для предыдущих этапов являются стихийность, отсутствие чёткой, научно обоснованной программы. Отсутствие развитого понятийного аппарата, адаптированного к особенностям общественного сознания. В то же время в предыдущие этапы трезвого движения накоплен огромный научный и практический материал. Нашим соотечественником Г.А. Шичко сделано основополагающее открытие – ядовитые вещества, применяемые для целей отравления и грабежа населения, сами по себе не являются причиной возникающих зависимостей – причина (по Г.А. Шичко) в «искажении сознания», говоря современным языком, в программировании населения на самоотравление тем или иным интоксикантом.

И здесь встаёт вопрос – какую дату считать началом принципиально нового этапа в трезвом движении?

С момента введения понятия Трезвости «Трезвой Тюменью» как «Естественного состояния человека, семьи общества в целом» (1997 г., Слёт трезвенников на оз. Тургояк)?

С момента провозглашения цели трезвого движения как «Утверждение и сохранение Трезвости человеком, семьёй, обществом в целом» (1999 г., ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень»)?

Или с момента учреждения ОД «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал» (учреждён 23 февраля 2003 г.)?

Или с момента, когда ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» вышел из состава СБНТ (13 съезд СБНТ, Удмуртия, январь 2006 г.)?

Можно перечислять и другие моменты. И выше перечисленные события, и не упомянутые здесь, были важными для развития трезвого движения, но самым «урожайным» на события оказался 2009 год. Его и предлагается обозначить как «год начала нового этапа в трезвом движении». Перечислим здесь часть знаковых событий 2009 года.

  1. В Сочи 12 августа 2009 года президент Российской Федерации Д.А. Медведев в своём выступлении признал горькую истину о том, что пьянство в России «приобрело характер национального бедствия». Данное выступление для судьбы России имеет принципиальное значение, так как стало своеобразным катализатором к целой цепочке событий разного масштаба, которые, в том числе, вывели Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» (Программа УСТ) на общероссийский уровень.
  2. Уже 16 августа полномочный представитель президента по Уральскому федеральному округу через своего заместителя Б.А. Кириллова обратился в ШГОО УСТ «Трезвый Шадринск» с просьбой представить программу, по которой работает ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». Такая Программа утверждения и сохранения Трезвости в России, по которой и работал «Трезвый Урал» была представлена 18 августа 2009 г. членами «Трезвого Шадринска» Л.С. Ивановой и Т.С. Дымшаковой.
  3. Губернаторская газета «Тюменская область сегодня» 10 октября 2009 года опубликовала Программу утверждения и сохранения Трезвости в России, разработанную ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». С этого момента начинается её широкое обсуждение на разных уровнях – на круглых столах, конференциях, форумах, на встречах с общественностью, на лекциях, слётах, в разного рода публикациях, в Интернете, социальных сетях и т. д. В процессе обсуждения Программа УСТ приобрела краткое название «Трезвость – воля народа!».
  4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. №2128-р принята «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».
  5. Осенью 2009 года возник проект «Общее дело».

Этап утверждения и сохранения Трезвости в России

Современный этап развития трезвого движения можно определить как этап утверждения и сохранения Трезвости в России.

В самом общем виде можно сказать, что до 2009 года в России и СССР преобладали процессы «борьбы» сначала с «пьянством и алкоголизмом», а затем «за трезвость». А с 2009 года в обществе стало расти понимание вопросов Трезвости и стало набирать силу направление «утверждение и сохранение Трезвости».

Этап «борьбы» характерен для ранних стадий формирования социального заказа. Когда общество чувствует, что нужно что-то делать, а что именно, точно сформулировать не может. Для этого периода характерны «шараханья из стороны в сторону», «из крайности в крайность». Люди, не имея общепризнанных выверенных направлений, готовы идти за различными лидерами, которые «как-то себя показали». На этом этапе хороших, активных людей легко увести в сторону. На этом этапе часто возникают абсурдные смысловые конструкции, но следуя принципу «нужно же бороться и что-то делать», люди их «продвигают в жизнь».

Как пример. В современных условиях часто вместо уроков Трезвости проводятся уроки профилактики. Основной посыл профилактики «напугать» последствиями. Доказать очевидное, что «наркотики – страшные яды» и т. д. А это всегда знали и знают. Спросите в настоящее время любого человека, и любой скажет, что и табак, и алкоголь и другие интоксиканты – яды! Грамотного научного обоснованного комплекса всех причин самоотравлеиия не даётся. Не даётся и понятия о способах освобождения от зависимости. А разговор об очевидном в лучшем случае бесполезен и способствует формализму, в худшем способствует программированию.

Ещё пример. Проводятся тренинги с девизом «Скажи наркотикам – нет!» Но ведь это в принципе сделать невозможно. «Наркотик» просто вещество и с ним невозможно разговаривать! Фраза – смысловой абсурд! Кроме того, контекст фразы содержит утверждение, что уже все говорят наркотику – «Да!» И теперь тебе лично, наперекор всем, с большим трудом нужно научиться говорить – «Нет!» В ребячьем возрасте, когда сильны групповые настроения, навязывать такие фразы? Это прямое программирование на самоотравление. Таким же программированием является и фраза «Куришь? Пьёшь? Живёшь в кайф? Ты такая же овца в общем стаде!» В ней же программирующее утверждение – «Отравление – кайф!» Для этапа «борьбы» характерно, что в центр общественного внимания ставится порок, а позитивные действия рассматриваются как запрет порока.

Негативный образ есть, а позитивный отсутствует. Соответственно, отсутствуют и способы и пути достижения позитива.

Вслед за этапом «борьба» закономерно идёт этап чёткого формирования социального заказа, его оформления в чётких формулировках, то есть осознание проблемы, которую нужно решить, конкретные способы решения, необходимые действия для достижения результата.

А далее идёт процесс формирования социальной базы, то есть увеличение количества людей, правильно понимающих социальный заказ общества и готовых действовать для его осуществления.

На современном этапе социальный заказ общества на полную Трезвость как позитивный образ осознан, чётко сформулирован в программе «Трезвость – воля народа!» и в настоящее время идёт рост социальной базы для её осуществления.

В обществе уже много людей, которые практически решают задачу утверждения и сохранения Трезвости. Направление утверждения и сохранения Трезвости набирает сторонников, и это хорошо. Для расширения социальной базы нужно идти вперёд и переходить от позиции «Борьбы с пьянством и алкоголизмом» к современной позиции «Утверждения и сохранения Трезвости».

Общим признаком того, что данный конкретный человек, данное конкретное движение идёт в ногу с развитием социального заказа общества, является принятие и понимание этим человеком или движением программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!», а также грамотные действия по её осуществлению.

Зверев А.А.
(ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень»)

 

Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Семенова Ю.С. Варварский обманщик – Джон ячменное зерно
2 Пушкарев А.Н. Преподавание идей научно обоснованной Трезвости в Соединенных штатах Северной Америки в конце XIX века.
3 Богословская Е.В. От трезвости естественной к трезвости сознательной: роль традиционного воспитания в формировании трезвой личности с раннего возраста.
4 Кушнарёва М.С. Сергей Александрович Рачинский – великий учитель и великий трезвенник. 
5 Огородникова И.П. Из опыта проведения уроков Трезвости в среднем звене общеобразовательной школы.
6 Александрова Е.П. О возможностях обучения педагогического состава теории Трезвости.
7 Коба Т.В., Нодь А.В. Трезвость как элемент формирования социального потенциала молодёжи.
8 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Роль периодической печати в отнимании Трезвости на примере журнала «Крокодил».
9 Баженов А.И. Методика работы по утверждению и сохранению Трезвости в России в социальных сетях.
10 Трифонова Г. И. О проекте закона «О гражданской законодательной инициативе в Тюменской области», как о возможности граждан реализовать свои права на прекращение отравления алкоголем и табаком.
11 Вуколов А.В. Негативные стороны проведения контрольных закупок алкогольных ядов.
12 Григорьева С.А. Территориальное общественное самоуправление – реальная власть народа.
13 Чеснокова У.А. Роль курсов по формированию трезвых убеждений в жизни человека.
14 Щербакова Л.А. Актуальность формирования убеждений.
15 Зверев А.А. Утверждение и сохранение Трезвости – современный этап трезвого движения.
16 Богословская Е.В. Новый этап развития Общественного Трезвого Движения на Юге России.
17 Исаев В.И. Опыт работы ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» по утверждению и сохранению Трезвости.
18 Пономарев В.А.  Утверждение и сохранение Трезвости в Ростовской области.
19 Богословская Е.В. Распространение трезвого движения в России.
20 Приложение. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
   
Материалы 12-й научно-практической конференции: 
"Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» на государственный уровень!"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2014
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF

 

end faq




Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody