Особенности подражания у детей дошкольного возраста и их значение в сохранении естественной Трезвости

УДК 37.034

Ленивкина Л.Н. 

Ключевые слова: Авторитет и родительский пример, сохранение Трезвости, подражание, интоксиканты, обособление, программа жизни в Трезвости, Трезвость как ценность.

В работе рассматривается важность авторитета и личного примера трезвой жизни родителей в воспитании детей. Особенности подражания у детей дошкольного возраста, значение семейной воспитательной среды в сохранении естественной трезвости детей. Сделаны выводы о решающей роли родителей в сохранении естественной Трезвости у детей в семье.

На современном этапе развития общества проблемы воспитания заботят каждого здравомыслящего человека. Кризис семьи в современном обществе выражается в том, что семья все хуже реализует свою главную функцию - воспитание детей. В тоже время, претерпевая изменения, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей. К сожалению, в наше время семья нередко становится той средой, где под влиянием процессов, происходящих в обществе, у ребенка отнимается Трезвость.

Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий. Важным условием воспитания является наличие авторитета и личного примера жизни родителей в Трезвости.

Под авторитетом в данной работе понимается глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам.

Положительное влияние примера трезвой жизни и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в их словах и поступках, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Л.Н. Толстой говорил: «Если вы хотите убедить человека в том, что он живет дурно, живите хорошо; но не убеждайте его словами. Люди верят тому, что видят» [1].

Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям.

Наиболее заразительным для маленьких детей бывает пример родителей. По словам Л.Н. Толстого, «Дети делают охотно только то, что делают их родители» [2, с. 303]. И еще: «…нет ничего заразительнее примера. Он вносит в нашу жизнь такие поступки, которые мы никогда не подумали бы совершить без воздействия примера» [3]. Поэтому так важно сохранять Трезвость родителям, и быть детям образцом для подражания.

Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления.

Подражание (имитация) в психологии является наиболее характерным способом познания действительности ребенком, а подражательность – основным свойством развивающейся личности.

Многочисленные исследователи подходили к пониманию подражания с разных сторон: в данной работе рассматривается связь между имитацией и морально-нравственным развитием ребенка, становлением основных структур его личности.

Вильям Штерн раскрыл динамику развития подражания. Он описал подражание другому человеку. Подражая другому человеку, ребенок как бы заражается от взрослого (В. Штерн называл это «заразительные действия»). При этом он указывал еще на одну особенность: ребенок в большей мере развивается не за счет непрестанных повторений, а за счет непроизвольного собирания впечатлений, которые, в конце концов, проецирует снова во внешний мир [4].

По словам Жана Пиаже с переходом к понятийному интеллекту (с двух до семи лет) ребенок автоматически воспроизводит все модели, которые привлекли его внимание. Лишь к концу эгоцентрического периода ребенок становится способен различить свою и чужие точки зрения и противостоять внушению. Имитация, становится осознанной и произвольной.

В противоположность Ж. Пиаже, Анри Валлон уже само возникновение первых подражаний рассматривает в контексте взаимодействия ребенка со взрослым. Детское подражание имеет аффективный источник, ребенок подражает только тем лицам, к которым испытывает сильное влечение. Любовь, восхищение, соперничество – мотивационная основа подражания.

В 60-х годах 20 века Альберт Бэндура предложил представление об имитации как способе возникновения новых актов поведения. Предметом особо пристального изучения, указывает Бэндура, должен стать факт научения путем простого наблюдения. Результат такого обучения обнаруживается неожиданно через продолжительный промежуток времени. Модель (образец), согласно исследованиям Бэндуры, выполняет информационную функцию, сообщая, какие действия, когда и кем должны быть произведены. Таким образом, наблюдатель, в данном случае ребенок, получает символическое представление о моделируемых событиях [5, с. 11-18].

Подражание в дошкольном возрасте носит безоговорочный характер и выступает в форме простого копирования наблюдаемой жизни взрослых. Ребенок впитывает все проявления поведения родителей, которыми они живут. Сюда входят поведенческие программы, установки, запреты, ценностные ориентиры и т.п. Поскольку эти программы считываются неосознанно и откладываются в подсознании, то в дальнейшем дети, чаще всего не осознавая природу своего характера, поведения, реакций, живут ими.

По мере развития ребенка процесс подражания существенно перестраивается, приобретает все более осознанный характер. У школьника оно уже не просто копирование внешнего поведения старших, это уже копирование внутренних качеств и черт характера родителей. Примером для подражания становятся образ мыслей родителей, их суждения, отношение к выполнению общественного долга, их жизнь в целом.

Наблюдая в семье примеры отравления родителей интоксикантами ребенок, перенимая такой образец поведения, может в дальнейшем использовать его в своей жизни.

И, наоборот, через присвоение ребенком поведения трезвых родителей путем подражания у него начинает прививаться механизм обособления его на социальном уровне.

Обособление – прежде всего механизм установления с другим человеком отношений на социально приемлемых началах, дающих возможность общающимся сохранять свою индивидуальность, чувство собственного достоинства и тем самым реализовывать свои притязания на признание. Через обособление осуществляется укрепление и отстаивание мировоззрения человека [6, с. 28].

То, как отстаивают трезвые родители свои позиции в мире людей, как они выстраивают свои отношения с теми, кто отравляет себя интоксикантами, сохраняя при этом Трезвость как ценность, станет образцом поведения для ребенка в сложной ситуации, требующей от него обособления при отстаивании трезвых убеждений в будущем.

Передавая своему ребенку модель трезвой жизни, мама и папа тем самым закладывают в нем «программу жизни в Трезвости».

Ребенок, перенимая образец трезвой жизни родителей, став взрослым, станет использовать его в своей жизни.

Вот почему самым важным условием в семейном воспитании является жизнь родителей в Трезвости. Постепенно через призму наблюдаемого поведения трезвых взрослых, близких для ребенка, у него формируется неосознанное представление о Трезвости как ценности [7].

Семейное воспитание неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей. Л.Н. Толстой думая о воспитании, пришел к таким выводам: «...воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспитывать других мы можем только через себя, воспитывая себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос жизни: как надо самому жить?» [2, с. 176].

Таким образом, воспитание ребенка в семье, даже при наличии общей подготовленности в этом вопросе следует начинать с сотворения себя трезвого, с сохранения в себе Трезвости.

Трезвость – естественное состояние человека, семьи, общества. Все люди рождаются трезвыми. Родители играют решающую роль в сохранении у детей естественной Трезвости, а значит и здоровья, благополучия, успешности.

Список литературы

1. Толстой Л.Н. Круг чтения : в 2 т. Т. 2 / Л.Н. Толстой. – М.: Издательство политическая литература, 1991. – 205 с.

2. Толстой Л.Н. Собрание сочинений : в 22 т. Т. 18 / Л.Н. Толстой. – М.: Худ. лит., 1965.

3. Толстой Л.Н. Круг чтения : в 2 т. Т. 1 / Л.Н. Толстой. – М.: Издательство политическая литература, 1991. – 431 с.

4. Мухина В.С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия / В.С. Мухина // Развитие личности. – 2007. – № 2. – С. 8-31.

5. Обухова Л.Ф. Формы и функции подражания в детском возрасте / Л.Ф. Обухова, И.В. Шаповаленко. – Изд-во Моск. ун-та, 1994. – 300 с.

6. Мухина В.С. Эволюция личности сквозь призму механизмов развития и бытия / В.С. Мухина // Развитие личности. – 2007. – № 3. – С. 15-48.

7. Ленивкина Л.Н. Роль семейного воспитания в сохранении естественной Трезвости у детей / Л.Н. Ленивкина // Здоровый образ жизни российской молодёжи : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!». – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – С. 139-143.

 

Сведения об авторе

Ленивкина Любовь Николаевна, педагог-психолог колледжа отраслевых технологий и сервиса, Тюменский государственный нефтегазовый университет, Lyubov_Lenivkina@mail.ru, тел. 8-922-472-1539.

 

Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Зверев А.А. Новый этап в развитии трезвого движения. Организующая роль программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
2 Леоненко М.А. Процесс развития идеологии Трезвости в лозунгах
3 Баженов А.И. Совершенствование справочника по защите населения от программирования на самоотравление интоксикантами
4 Загумённый В.А. Методика подготовки и проведения уроков Трезвости с учащимися школ и их родителями
5 Ленивкина Л.Н. Особенности подражания у детей дошкольного возраста и их значение в сохранении естественной Трезвости
6 Петров С.В. Отличие уроков Трезвости от профилактики
7 Коба Т.В. Социальная база для принятия программы отрезвления России
8 Чеснокова У.А. Итоги пилотного социологического опроса «Отраву за город – в специализированные магазины!»
9 Семенова Ю.С. Воззвание к личной ответственности быть трезвым в рассказах Льва Толстого
10 Обрубова Е.П., Распопов Р.В. Созидательные музыка и песни – средство сохранения народного сознания в условиях информационного террора
11 Писарев Д.А. О результатах деятельности организации «Трезвый Златоуст» и опыте подготовки к научно-практической конференции
12 Пономарёв В.А. Утверждение и сохранение Трезвости в Ростовской области в 2014 году
13 Исаева Н.Н. Практическая работа ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск»
14 Вуколов А.В., Петросян Д.А., Дымшакова Т.С., Дымшаков С.А. Опыт утверждения и сохранения Трезвости в г. Ханты-Мансийске за 2014 год
15 Распопов Р.В. Применение программы Zotero для повышения качества научно-исследовательских работ в области Трезвости
16 Приложение №1. Сочинения учащихся 4-х классов на тему «Трезвость – фундамент дома, который ты строишь для себя, своей семьи и России»
17 Приложение №2. Ксерокопии отзывов, пожеланий и вопросов учащихся, классных руководителей, родителей и работников администрации школ
18 Приложение №3. Рисунки учащихся после уроков Трезвости
19 Приложение №4. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
   
Материалы 13-й научно-практической конференции:
"Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» в жизнь!"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2015
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

  

end faq

 


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
0 # BacroksFam 11.12.2018 06:41
Надёжную обувь всегда сложно искать. Связано это изначально с тем, что стильные кроссовки дорого стоят, а подобрать что-то модное по приемлемой цене всегда тяжело. Если вы не представляете, в каком магазине приобрести кроссовки, предлагаем рассмотреть шанс покупки кроссовок в интернет-магази нах.

Интернет-магази н качественных кроссовок Fila Sneakers-Top.ru

Сегодня крутые кроссовки вы можете найти на интернет-магази н мужских кроссовок в москве где размещено большое количество кроссовок разных размеров и цветов. Интернет-магази н является дисконтным, поэтому цены в нём приемлемые. На сайте есть много кроссовок для парней и девушек. Вы найдёте отклики покупателей, которые приобретали разные кроссовки Nike и Puma.

Если вас заинтересовала какая-то конкретная модель, вы можете сделать звонок по телефону 8-(800)-111-22- 33, где вам всё подскажут. На ресурсе доступно много кроссовок разных моделей. Вы можете подобрать в компании кроссы для бега или классические варианты.

На веб-странице купить кроссовки adidas в интернет-магази не доступна возможность заказать кроссовки разных брендов. Вы можете также зарегистрироват ься и подписаться на рассылку. Благодаря рассылкам вы сможете узнавать одним из первых о всех скидочных предложениях портала.

Приобрести оригинальные женские кроссовки в Cтолице

Сегодня заказать оригинальные кроссовки в Москве не так уж и просто. Нужно ехать в торговые центры, где цены невероятно сильно высокие. Чтобы не платить двойную стоимость в фирменных магазинах, оригинальные кроссовки вы можете заказывать и через сеть. В организации очень много вариантов разных брендов. Если вас интересует определенная модель из новой коллекции, вам её помогут выбрать.

Если вы стремитесь заказать по скидке кроссовки из старой коллекции, это также можно сделать. В организации моментальная доставка. После того, как вы сделаете заказ, с вами свяжется администратор и уточнит адрес доставки. Важно выделить, что доставка по столице происходит в день заказа.

На оригинальные кроссы Adidas и New Balance часто проходят акции. Приобрести кроссовки Nike вы можете на ресурсе со скидкой. На кое-какие модели скидка может доходить до -50%. Более точную цену подсказать вам смогут администраторы интернет-магази на. Если вам не понравятся какая-то определенная модель после доставки, вы её можете также вернуть. Возврат кроссовок проходит очень быстро.

Оплату вы можете сделать через банк. При желании сформировать заказ можно позвонив в контакт-центр или через сайт, перейдя на Sneakers-Top.ru , где оформление товаров проходит моментально.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody