Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости

УДК 37.018.8

Богословская Е.В.

В статье дается анализ информационной среды развития детей дошкольного возраста. Рассматриваются некоторые проблемы ее организации. Ставится вопрос о выработке педагогических технологий защиты Трезвости детей. Статья рассчитана на педагогов, психологов, родителей и всех участников трезвого движения и ставит целью обратить внимание на проблему формирования трезвых убеждений у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: Трезвость, педагогика Трезвости, информационная среда, информационная защита, различение, дети.

 

Изменения в приоритетах управления обществом, произошедшие в последние десятилетия [1], повлекли за собой и изменения в педагогических подходах к воспитанию детей. В условиях информационного общества четко обозначилась проблема организации воспитательной информационной среды утверждения и сохранения Трезвости [2].

Среда роста и развития ребенка может подразделяться на несколько видов:

1) разрушительная среда (активно-программирующая на саморазрушение);

2) опасная (спорная, смежная с разрушительной; её «вторичные атрибуты»: развязное поведение, поиск острых ощущений ради них самих, или установка на то, что нужно менять своё физическое состояние посредством веществ или лекарств, чтобы попасть в «сказочный мир», как, например, в сказке «Алиса в Стране Чудес»);

3) безопасная (нейтральная);

4) созидательная, т. е. предполагающая наличие активной защиты на основе сформированных убеждений, наличие различения и приобретённого иммунитета к агрессивной информационной среде (критичность мышления, основы анализа).

Опасная и разрушительная среда

Педагоги и родители признают существование и обозначают по ряду условных критериев информационную среду разрушающего (опасного) воздействия на детей. В частности среду формирования психологической установки (программы) на самоотравление интоксикантами.

Опасные формы организации информационного пространства детей (по представлениям современных педагогов и родителей) можно разделить на безусловно опасные и спорные.

Безусловно опасным представляется пребывание ребенка в компании взрослых людей, отравляющихся табачно-алкогольными изделиями, созерцание изображений со сценами отравления табаком, алкоголем и прочими интоксикантами, присутствие в фильмах, мультфильмах и детской литературе сцен отравления табаком и алкоголем.

Спорными в наше время являются вопросы, связанные с демонстрацией сцен отравления отрицательными персонажами художественного произведения, и в целом просмотр детьми фильмов и передач на ТВ и информации в сети Интернет.

Спорным до сих пор является рациональность проведения уроков антинаркотической, антиалкогольной профилактики [3; 4].

Анализ информационной среды, в которой пребывают современные дети, показал:

  1. Из-за огромного количества информации, бесполезной и не понятной для детского осмысления, в их жизнь приходит информационное утомление, и как следствие, желание отгородиться от мира, замкнуться, отрешиться.
  2. Слишком много страшного и унылого! Даже если ребенок не смотрит и не слушает разные передачи для взрослых, то он все равно все видит и слышит и о войне, и о катастрофах, и о напряженных семейных отношениях. Современным детям очень часто бывает страшно и печально!
  3. Слишком много требований! Наши дети непременно должны соответствовать каким-то стандартам, усвоить определенный объем информации. Причем с утратой общепринятых культурных традиций и норм пришло в нашу жизнь огромное количество самых разных представлений и требований к облику современного ребёнка. Дети теряются в догадках – какими им надо быть, чтобы угодить взрослым, чтобы избежать замечаний и недовольства ими учителей, родителей, других взрослых.
  4. Слишком много развлечений! Естественное родительское желание видеть своего ребенка радостным с одной стороны и огромная индустрия развлечений, извлекающая прибыль из этого родительского устремления с другой сделали плохой подарок детям. Дети разучились радоваться простым вещам, обычности своей жизни. Не умеют находить радость и удовлетворение в простом и естественном. От этого рождается страшный порок – скука. И лень!
  5. Информационная среда изобилует программированием на разрушительное поведение, в частности на отравление интоксикантами.

Безопасная и созидательная среда

Говоря о созидательной (безопасной) информационной среде для маленьких детей мы, прежде всего, имеем в виду среду, полностью свободную от любого упоминания о табаке, алкоголе и прочих интоксикантов, как средства отравления организма человека. А так же среду защиты и формирования Трезвости.

Формирование трезвой информационной среды начинается с убежденной Трезвости взрослого окружения, продолжается постепенным введением понятия Трезвости, и оканчивается обучением выработки механизмов информационной защиты и их применения против программирования на самоотравление интоксикантами.

Процесс отнимания Трезвости отразился на развитии педагогической мысли современности. В результате появилась технология сохранения Трезвости детей и формирования у них трезвых убеждений – «От Трезвости естественной к Трезвости сознательной» [5]. По сути, мы говорим о педагогике Трезвости.

В эпоху информационных технологий и абсолютной нехватки ресурсов от людей потребуется больший, чем когда-либо, интеллектуальный вклад в процесс сохранения жизни на Земле.

Первое и основное, чему современная педагогика должна уделить внимание, это воспитание думающего, умственно активного творческого поколения. Здесь мы говорим о развитии педагогики Трезвости, теоретической и практической разработке методик сохранения естественной Трезвости всех без исключения детей, формирования трезвых убеждений у детей и взрослых.

О педагогике Трезвости и ее составляющих

1. Педагогика Трезвости должна в первую очередь включать в себя воспитание информационного различения, выработку методов и приемов сообщения детям критериев различения добра и зла, пользы и вреда.

В педагогической практике автора был период (с 1993 по 2000 гг.), когда данная методика была опробована в условиях детского дошкольного учреждения. Форма реализации – детский физкультурный клуб «Планета здорового детства». Предмет изучения – способность к различению у детей 4-7 лет. Основная задача исследования – выявить скорость формирования у детей понимания относительности понятий «хорошо» и «плохо» в зависимости от меняющихся ситуаций, условий окружающей среды и в зависимости от протекающих процессов.

Технология формирования способности к различению заключалась в том, что детям предлагалось определить хорошо или плохо что-либо из происходящего, наблюдаемого детьми. Например, кричать это хорошо или плохо? Дети определяют, что если идет занятие – кричать плохо, если мы гуляем в лесу и окликаем друг друга, чтобы не заблудиться, то кричать хорошо, и чем громче, тем лучше. Если протекает процесс болезни горла кричать очень плохо, если мы занимаемся развитием голоса, его силы звучания, то крикнуть не то, что можно, но даже нужно. Это хорошо.

Опыт работы в клубе «Планета здорового детства» лег в основу разработки Программы воспитания созидательной личности, по которой автором была организована работа с детьми в период с 2000 по 2011 годы. В этот период работы с детьми дошкольного возраста было замечено, что многие дети знают, что такое хорошо, а что такое плохо, но не придерживаются данного знания в своем поведении. Возникло предположение, что это происходит от того, что знание, полученное из словесного научения со стороны взрослого и авторитетного для ребенка человека (мама, папа, воспитатель и т.п.) и не получившее подкрепление в условиях реального взаимодействия с людьми, природой, техникой, информацией, не становится условием для устойчивой поведенческой реакции.

Чтобы ребенок четко и с минимумом ошибок мог различать, что для него полезно, а что вредно, что в его поведении и поведении других людей хорошо, а что плохо, он должен полученную информацию проверить в реальной среде общения и взаимодействия.

В 2012 году нами была создана детская фольклорная студия «Вечёрочка», как способ создания позитивной безопасной созидательной развивающей среды. Программа работы в студии была простроена на фольклорном материале и традициях воспитания детей русского народа и казачества [6].

Традиции воспитания и обучения детей хранят нам уникальные методы и приемы, с помощью которых мы можем достичь огромных результатов в формировании подрастающего поколения. Тому пример великие достижения прошлого нашего народа, огромное количество ученых, слава великого русского духа, уникальное воспитание дворянства и на весь мир прославленное мастерство ремесленников [7].

2. Педагогика Трезвости включает в себя также знакомство с понятием «Трезвость».

Введение понятия Трезвости начинается с самого раннего возраста через слова и эмоциональные отклики взрослых на данное слово. И без привязки к отравлению интоксикантами. Дети дошкольного возраста должны воспринимать слово «Трезвость» услышанным и изображенным и исключительно в связи с положительными явлениями жизни.

Слово «Трезвость» дети должны слышать в одном ряду со словами «доброта», «любовь», «смелость», «трудолюбие», « радость» и т.п.

Окружение ребенка – исключительно трезвые взрослые, в отношении которых часто произносится слово «трезвый», окрашенное в положительные эмоции.

И только после того, как ребенок узнаёт слово «Трезвость» в контексте положительного, он постепенно открывает для себя явление отсутствия, а позже и отнимания Трезвости. Говорить на тему отнимания Трезвости с ребенком можно только после того, как он сам извлек эту информацию из окружающей среды и задался вопросом о её сути. Это происходит в возрасте 6-7 лет. С 7 лет, то есть в школьном возрасте, разъяснения по темам «Трезвость – отнимание Трезвости – сохранение Трезвости» и «Трезвость – отнимание Трезвости – отравление – утверждение Трезвости» принимают организованный характер, что выражается в уроках Трезвости.

3. Третий компонент педагогики Трезвости заключается в выработке у детей информационной защиты своей Трезвости. Каждый ребенок, так или иначе, столкнется с программирующим на самоотравление интоксикантами информационным давлением. Поэтому задача педагогов – разработать технологию защиты от программирования на самоотравление и развивать методику воспитания и обучения детей способам информационной защиты. Такие технологии, как «скажи наркотикам нет», «скажи нет первой рюмке» показали свою несостоятельность. И напротив, технология «утверждение и сохранение Трезвости» подтвердила свою эффективность.

Таким образом, проблема создания безопасного информационного пространства для наших детей и создания созидательной среды развития подрастающего поколения способствует появлению новых эффективных педагогических технологий утверждения и сохранения Трезвости. Следующая задача видится в том, чтобы находить все больше разных форм реализации данного направления. И вовлечь в него всё педагогическое сообщество.

 

Список литературы

1.      Зверев А.А. Мораль Трезвости. От разрушения к устойчивому развитию / А.А. Зверев // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости : материалы XI научно-практической конференции (г. Копейск, 16-17 февраля 2013 г.). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 6-23.

2.      Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение : обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е.В. Богословская [и др.]. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 222 с.

3.      Адмакина Е.В. Вербовка под видом профилактики / Е.В. Адмакина // Завтра будет поздно. – 2003. – № 3. – С. 36.

4.      Ленивкина Л.Н. От профилактики к урокам Трезвости / Л.Н. Ленивкина // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости : материалы XI научно-практической конференции (г. Копейск, 16-17 февраля 2013 г.). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 87-92.

5.      Богословская Е.В. От трезвости естественной к трезвости сознательной: роль традиционного воспитания в формировании трезвой личности с раннего возраста / Е.В. Богословская // Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» на государственный уровень! : материалы XII научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал». – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – С. 22-29.

6.      Богословская Е.В. Концепция ДФС: Вырастить позитивного ребенка, несмотря на негативное влияние окружающего мира! / Е.В. Богословская // Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость - воля народа!» на государственный уровень : материалы 2-й научно-практической конференции общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Юг». – Ставрополь: ООО «Губерния», 2014. – С. 60-64.

7.      Стасюк А.А. Роль традиционной культуры в формировании трезвого общества / А.А. Стасюк // Программу утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость - воля народа!» на государственный уровень : материалы 2-й научно-практической конференции общественного движения «Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Юг». – Ставрополь: ООО «Губерния», 2014. – С. 51-54.

 

Сведения об авторе

Богословская Елена Васильевна, педагог-психолог, председатель СГОО КУСТ «Трезвый Ставрополь», преподаватель курса сознательной Трезвости в г. Ставрополе. Автор методики «От Трезвости естественной к Трезвости сознательной», Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , тел. 8-918-863-78-67.

Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Зверев А.А. Трезвость – необходимое условие возрождения и устойчивого развития России
2 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Анализ графических материалов в Интернете
3 Богословская Е.В. Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости
4 Загумённый В.А., Распопов Р.В. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся
5 Зверев А.А., Киви В.В. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости
6 Юлдашбаева Л.А. Ученические общества Трезвости
7 Коба Т.В. Из опыта работы студенческого научного объединения «Социология Трезвости» (2004 – 2014 гг.)
8 Петрова Е.П. Должен ли учитель быть идеальным?
9 Коба Т.В. Пять аксиом Трезвости: алгоритм обзорной лекции
10 Абросова В.И. Алгоритм короткой беседы на основе «5 аксиом Трезвости»
11 Акимова Ю.В. Манипуляция общественным сознанием
12 Загумённый В.А. Алкоголь – яд, а не пищевой продукт
13 Огородникова И.П. Обоснование применения термина «интоксикант» в языке утверждения и сохранения Трезвости
14 Трифонова Г.И. Социальная реклама Трезвости: законодательные механизмы поддержки
15 Вуколов А.В. Методика распространения соцрекламы Трезвости
16 Головин А.А. Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды трезвости
17 Вуколов А.В. Единая база социальной рекламы общественных движений, работающих в идеологии утверждения и сохранения Трезвости
18 Миронов М.С. «Трезвая маршрутка»: алгоритм размещения социальной рекламы на транспорте на примере г. Рязани
19 Вуколов А.В., Караваев И.Е. Интернет-радио как новый способ утверждения и сохранения Трезвости
20 Кравченко О.В. Трезвые деревни и села России
21 Попов Л.Е., Афанасьев А.Л. Трезвость – необходимое условие инновационного развития России
22 Зверев А.А. Структура организаций утверждения и сохранения Трезвости. Артельный принцип
23 Исаева Н.Н., Роговская К.Ю. Результаты деятельности ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» за 2015 год
24 Писарев Д.А. О результатах деятельности Златоустовской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Златоуст» за 2015 год
25 Аникеева Т.В., Лезина А.О. Развитие трезвеннического движения в Орске. Предпосылки и ход мировоззренческого сдвига ОГОО УСТ «Трезвый Орск», достижения 2015 года
26 Макеев В.Ю. Опыт работы инициативной группы утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Куса» по взаимодействию с общественностью и органами государственной власти
27 Рубцов П.А. Итоги работы Ямало-Ненецкой региональной общественной организации «Трезвый Ямал» в 2015 году
28 Федосова А.А. Приносить пользу людям – мой выбор
29 Ленивкина Л.Н. Многогранность деятельности трезвого человека
30 Молоков Л.А. Песня «Трезвый Челябинск»
31 Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения
32 Резолюция 14-й научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
33 Приложение 1. Перечень конференций ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
34 Приложение 2. Формы работы ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
35 Приложение 3. Представление ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», врученное 18.08.2009 г. заместителю полномочного представителя президента по Уральскому федеральному округу Кириллову Б.А. (по его просьбе)
36 Приложение 4. Регламент студенческого научного объединения «Социология трезвости» Тюменского государственного нефтегазового университета
37 Приложение 5. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
Материалы 14-й научно-практической конференции:
"Трезвость - необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2016
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

end faq



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody