Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся

УДК 37.034

Загумённый В.А., Распопов Р.В.

В докладе представлены результаты исследования сохранения Трезвости и творческих способностей старшеклассников общеобразовательных школ города Тюмени и их отношения к урокам Трезвости. В процессе исследования было опрошено около 400 учащихся и протестировано 160. Отношение к Трезвости у учащихся положительное: более 98% за утверждение и сохранение Трезвости в России, более 80% опрошенных считают, что для сохранения Трезвости уроки необходимо начинать с младших классов. Процент сохранения Трезвости значительно выше в тех классах и школах, где уроки Трезвости проводились систематически. Результаты проведённых тестов по решению математических задач в математических классах общеобразовательных школ, гимназий и лицеев показали, что творческие способности учащихся, живущих в Трезвости, значительно выше, чем у учащихся, которые травятся алкоголем и табаком.

Ключевые слова: Трезвость, информационный террор, уроки Трезвости, уроки профилактики, педагогика Трезвости, запрограммированность, самоотравление, социальный паразитизм, средства формирования и управления общественным сознанием, программа «Трезвость – воля народа!».

 

Ещё сто лет назад было отмечено, что опыт проведения уроков Трезвости в России показал высокую эффективность в деле воспитания трезвых граждан своей страны [1; 2]. В современной России уроки Трезвости также показывают высокую эффективность в сохранении Трезвости и творческих способностей учащихя. Почему же до сих пор уроки Трезвости с трудом пробивают себе дорогу, а уроки «профилактики употребления психоактивных веществ (ПАВ) в общеобразовательной среде» включены в учебный процесс, поддерживаются и финансируются из государственного бюджета? Здесь две причины.

Первая причина – высокий уровень запрограммированности на самоотравление алкоголем граждан России. Алкогольная запрограммированность человека (независимо от занимаемой должности и сферы деятельности) мешает увидеть причины проблемы и пути её решения, объединить усилия созидательных сил общества для сохранения Трезвости у подрастающего и будущих поколений. Для этого необходимо использовать опыт дореволюционной России и вернуть в школьную программу уроки Трезвости, предусмотренные 3-м пунктом программы утверждения и сохранение Трезвости в России «Трезвость – воля народа!» [3]. Жизненно необходимо для общества обучение студентов педагогических вузов и ссузов основам науки Трезвости, которые они смогут использовать не только на благо своих молодых семей, но и передадут своим воспитанникам в образовательных учреждениях.

Вторая причина – умышленное направление разрушительными корыстными интересами человеческих и денежных ресурсов на «борьбу с пьянством и алкоголизмом». Исторический опыт показал, что на «борьбу» тратятся огромные деньги и ресурсы, но к решению проблемы эти усилия и затраты не приводят [4].

Определенным группам людей невыгодна Трезвость населения страны, так как они понимают, что трезвым народом значительно труднее манипулировать, присваивать результаты его труда. Алкогольный бизнес и те, кто на него работает, прикладывают всесторонние усилия в средствах формирования и управления общественным сознанием (СФиУОС, так называемые СМИ) для сохранения и расширения своего античеловеческого бизнеса. А вина и ответственность за последствия самоотравления перекладывается на жертву – на человека, введенного в заблуждение.

Отнимание Трезвости в настоящее время является наиболее опасным видом социального паразитизма, так как под действием информационного террора люди не только расстаются с честно заработанными средствами, но разрушают здоровье, семью, государство и своими деньгами спонсируют и укрепляют алкогольный и табачный бизнес.

Почему уроки Трезвости более эффективны, чем уроки «профилактики ПАВ»? Уроки Трезвости раскрывают истинные причины и показывают механизм отнимания Трезвости [5], уроки же профилактики не вскрывают истинные причины самоотравления, вводят учащихся в заблуждения, открывая им частичную правду, учверждая, что проблема «пьянства», «алкоголизма» и всех бед, связанных с ними, находится в семье.

Уроки профилактики обычно доверено проводить любому учителю, при этом руководство школы не интересуется, ведёт ли сам учитель трезвый образ жизни. Для проведения грамотных уроков Трезвости требуется не только знание научных основ, но и личная сознательная Трезвость учителя (полная свобода от самоотравления алкоголем, табаком и другими интоксикантами). Человек, который раз в год может позволить себе алкогольный или какой либо другой яд не имеет морального права проводить уроки Трезвости. Хорошо об этом сказал известный российский педагог 19 века С.А. Рачинский: «Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет трезвости, за мною пошли тысячи» [2].

Алкогольная запрограммированность учителей мешает им получить необходимые знания науки Трезвости и проводить уроки Трезвости в рамках предмета ОБЖ в средних и старших классах, и на уроках здоровья в младших классах.

Кроме того, уроки «профилактики ПАВ» проводят, как правило, в старших классах. Последние исследования показывают, что приобщение к интоксикантам начинается в младших классах, а с 5-го класса начинается массовое приобщение к алкоголю, табаку и энергетикам [6, с. 135].

Какова эффективность систематического проведения уроков Трезвости? В указанных ниже школах администрацией было разрешено проведение анонимного опроса и тестов с последущей публикацией, при условии, что номера школ указаны не будут. Поэтому будем называть эти учебные заведения условным обозначением Шк-А, Шк-Б… Шк-К. На рисунке 1 приведены результаты исследования, проведенного в 5-х – 11-х классах одной из школ г. Тюмени в 2010, 2014 году. В этой школе (Шк-А) уроки Трезвости систематически проводились в течение четырёх лет и продолжаются в настоящее время.

Нижняя часть диаграммы (желтого цвета) отражает долю учащихся, живущих в Трезвости в 2010 году (до проведения уроков). Верхняя часть диаграммы (зеленого цвета) построена по результатам анкетирования учащихся 5-х – 11-х классов этой же школы в 2014 году (номера классов те же, но ученики другие – бывшие 5-классники на тот момент уже учились в 9-м классе).

Диаграмма показывает, что в результате проведения всего 2-х – 4-х систематических уроков Трезвости в год в каждом классе ежегодно в течение четырёх лет в данной школе изменился морально-психологический климат, общее отношение к Трезвости, и во всех классах значительно увеличилась доля учащихся, живущих в Трезвости.

 

Рис. 1. Прирост живущих в Трезвости через 4 года после проведения уроков Трезвости в одной из школ города Тюмени.

 

Почти линейный характер уменьшения доли живущих в Трезвости говорит о том, что без проведения систематических уроков Трезвости практически стопроцентно гарантировано приобщение ученика к интоксикантам за время обучения. При проведении уроков Трезвости доля живущих в Трезвости возрастает, но не стабилизируется, тенденция снижения сохраняется, что объясняется недостаточным количеством уроков, а также массированным «информационным террором», программирующим молодёжь через СМИ, рекламу и произведения искусства на самоотравление.

Резкий выброс на графике в 10-м и 11-м классах объясняется тем, что из двух 9-х классов успешно сдают экзамены и проходят по конкурсу в один 10-ый по большей части те учащиеся, которые живут в Трезвости [6].

Значительный эффект от проведения систематических уроков Трезвости в одной школе (и последующее увеличение доли учащихся, живущих в Трезвости в 10-х, 11-х классах), подтверждается и результатами аналогичных исследований в других школах. Представителями ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» уроки Трезвости систематически проводились в следующих школах:

Шк-И – в течение 6-ти лет с 1-го и 4-го класса;

Шк-А – в течение 5-ти лет с 5-го класса;

Шк-К – в течение 3-х лет с 6-го класса.

В 2015-2016 учебном году в указанных школах было анонимно анкетировано 376 учащихся 7-х, 9-х 10-х, 11-х классов. Результаты анонимного анкетирования учащихся показаны в таблицах №1 и №2. Все эти школы обычные, общеобразовательные. Уроки в учебных классах этих школ проводились систематически до 8-го класса включительно. В 9-х – 11-х классах – изредка, по просьбе администрации, не более 1-2 уроков в год. В 7а, 7б классах Шк-И уроки Трезвости проводились систематически с 1-го класса, поэтому живущих в Трезвости в 7-х классах много – 91%.

Для успешной сдачи единого государственного экзамена и прохождения по конкурсу в 10-й класс учащимся необходимо обладать абстрактно-логическим уровнем мышления для решения творческих задач. Если человек обладает этим уровнем мышления, у него раскрываются творческие способности для успешной сдачи экзаменов. Трезвый человек способен сохранить свой интеллект, свои способности и умения для использования полученных знаний. Эту особенность подтверждает диаграмма (рис. 1) и данные таблиц 1 и 2.

По результатам исследования, количество учащихся 9-х классов (в школах Шк-А, Шк-И, Шк-К), живущих в Трезвости составляет в среднем 67% (таблица №2), а учащихся 10-х, 11-х классов, 79% и 73% соответственно (таблица №1).

 

Таблица 1 – Результаты анонимного анкетирования учащихся 10-х, 11-х классов школ г. Тюмени в 2015-2016 учебном году (уроки Трезвости проводились в течение 3-х – 6-ти лет)

Школы
Шк-А
Шк-К
Общ
%
Шк-А
Шк-К
Шк-И
Общ
%
Классы
10а
10б
10а
10б
 
 
11а
11б
11а
11б
11
 
 
1. Вы пробовали алкоголь, табак, энергетики после уроков Трезвости?
Нет
Редко
Часто
12
5
2
18
1
-
14
3
-
13
3
1
57
12
3
79
17
4
12
4
2
11
7
-
11
1
-
15
4
1
14
4
-
63
20
3
73
23
4
2. Сколько уроков нужно в год для сохранения Трезвости?
5 уроков
10 уроков
15 уроков
4
4
11
5
3
10
5
7
5
4
8
5
18
23
31
25
31
54
5
4
9
5
8
5
1
5
6
5
7
8
11
5
2
27
29
30
31
34
35
3. С какого класса необходимо проводить уроки Трезвости?
С 1-го класса
С 4-го класса
С 8-го класса
13
6
-
8
8
2
7
5
5
3
12
2
31
32
9
43
44
12
11
3
4
5
9
4
6
5
1
4
14
2
3
14
1
29
45
12
34
52
14
4. Вы будете жить в Трезвости?
Да
Не знаю
Нет
14
4
1
15
2
1
16
1
16
1
-
61
8
2
86
11
3
14
3
1
15
4
-
11
1
-
18
2
-
16
1
1
74
11
2
86
13
1
Количество учащихся
19
19
17
17
72
 
18
18
12
20
18
86
 
Живут в Трезвости, %
63
95
82
76
57
79
67
61
92
75
78
 
73
Травятся редко, %
26
5
18
18
12
17
22
39
8
20
22
 
23
Травятся часто, %
11
-
-
6
3
4
11
-
-
5
-
 
4

 

Таблица 2 – Результаты анонимного анкетирования учащихся 9-х, 7-х классов школ г. Тюмени в 2015-2016 учебном году (уроки Трезвости проводились в течение 3-х – 6-ти лет)

Школы
Шк-А
Шк-К
Шк-И
Общ
%
Шк-И
Общ
%
Классы
 
 
 
 
1. Вы пробовали алкоголь, табак, энергетики после уроков Трезвости?
Нет
Редко
Часто
13
10
2
14
8
-
9
8
2
15
7
1
17
4
-
14
2
-
23
4
-
13
8
2
118
51
7
67
29
4
20
3
-
19
-
1
39
3
1
91
7
2
2. Сколько уроков нужно в год для сохранения Трезвости
5 уроков
10 уроков
15 уроков
8
10
7
5
9
8
9
4
6
3
8
12
8
3
10
5
10
1
3
13
11
9
-
14
50
57
69
28
32
40
7
8
8
4
10
6
11
18
14
26
42
33
3. С какого класса необходимо проводить уроки Трезвости?
С 1-го класса
С 4-го класса
С 8-го класса
10
10
5
7
14
1
4
14
1
4
18
1
8
8
5
10
5
1
25
2
-
21
2
-
89
73
14
51
41
8
17
4
2
14
5
2
31
9
4
72
21
7
4. Вы будете жить в Трезвости?
Да
Не знаю
Нет
18
5
2
17
5
-
10
9
-
18
4
1
18
3
-
12
4
-
22
5
-
18
4
1
133
39
4
76
22
2
19
3
1
16
4
-
35
7
-
81
16
-
Количество учащихся
25
22
19
23
21
16
27
23
176
 
23
20
43
 
Живут в Трезвости, %
52
64
47
65
81
75
85
57
 
67
87
95
 
91
Травятся редко, %
40
36
42
30
19
25
15
35
 
29
13
-
 
7
Травятся часто, %
8
-
11
5
-
-
-
8
 
4
-
5
 
2

 

По результатам анкетирования, приведенным в таблицах 1 и 2, построен график (рис. 2), который подтверждает ранее выявленную закономерность (рис. 1) [6]: успешно сдают экзамены и проходят по конкурсу в 10-ый класс по большей части те учащиеся, которые живут в Трезвости.

 

Рис. 2. Доля учащихся (в среднем по трем школам), живущих в Трезвости после систематического проведения уроков Трезвости в течение 3-6 лет

 

Общественной организацией «Трезвая Тюмень» были проведены дополнительные исследования для подтверждения выявленной особенности – сохранения творческого потенциала учащихся за счёт трезвого образа жизни. Для этой цели были проведены письменные тесты по решению задач и анонимные опросы в математических 10-х классах общеобразвательных школ, гимназий и лицеев, в которых ранее уроки Трезвости не проводились, или проводились очень редко.

Контрольная работа включала в себя три задачи:

Задача №1. Сколько получится, если полтора разделить на одну треть?

Задача№2. Гитара в чехле стоит 6 500 рублей. Гитара на 6 000 рублей дороже чехла. Сколько стоит чехол?

Задача№3. Летят утки, навстречу селезень. Селезень говорит: «Здравствуйте, 67 уток». Утки отвечают: «Нас не 67, но было бы 67, если бы нас было столько, да ещё столько, да ещё полстолька, да ещё четверть столько, да ты с нами». Сколько было уток?

В различных вариантах были изменены цифровые данные, содержание задач оставалось таким же. Время на контрольную работу было определено 7 минут. Разрешено было пользоваться калькуляторами. Письменное задание выполнялось на обратной стороне опросного листа.

По результатам опроса, из тех учащихся, которые решили три задачи, 82% живут в Трезвости, 18% отравляются редко. Те учащиеся, которые не решили ни одной задачи, в Трезвости не живут, травятся редко и часто.

Вопросы опросного листа: 1) Вы пробовали алкоголь, табак, «энергетики»? Нет. Да: 1 раз, редко, часто; 2) Вы хотите, чтобы территория учёбы и вашего проживания были территориями Трезвости? Да, нет; 3) Вы будете жить в Трезвости? Да, не знаю, нет.

Исходные условия исследования (результаты приведены в табл. 3 и на рис. 3):

Шк-А – уроки Трезвости проводились систематически во всех классах, начиная с 5-го, в течение 5-ти лет;

Шк-Б – математический 10-й класс, в котором у 30% учащихся проводились уроки Трезвости в 6-м и 7-м классах;

Шк-В, -Г -Д, -Ж, -З – классы общеобразовательной школы, лицеев и гимназий, где уроки Трезвости не проводились.

 

Таблица 3 – Результаты анонимного тестирования и анкетирования учащихся 10-х математических классов в 2015-2016 учебном году в г. Тюмени

 
Школы
Гимназии
Лицеи
Шк-А
Шк-Б
Шк-В
Шк-Г
Шк-Д
Шк-Е
Шк-Ж
Шк-З
 
Уч
%
Уч
%
Уч
%
Уч
%
Уч
%
Уч
%
Уч
%
Уч
%
Живут в Трезвости
18
95
10
71
7
58
12
55
14
48
14
54
7
30
7
44
Травятся редко
1
5
4
29
4
36
10
45
13
45
10
38
11
48
8
50
Травятся часто
0
0
0
0
1
8
0
0
0
7
2
8
5
22
1
6
Решили 3 задачи
5
26
3
21
1
8
8
36
9
31
11
42
3
13
2
12
Решили 2 задачи
4
21
5
36
7
58
5
23
13
45
8
31
11
48
7
44
Решили 1 задачу
9
47
5
36
2
17
7
32
7
24
2
8
7
30
3
19
Не решили задачи
1
5
1
7
2
17
2
9
0
0
5
19
2
9
4
25
Количество учащихся в классе
19
 
14
 
12
 
22
 
29
 
26
 
23
 
16
 

 

Рис. 3. Результаты анонимного тестирования и анкетирования учащихся 10-х математических классов в 2015-2016 учебном году в г. Тюмени.

 

Результаты исследования влияния уроков Трезвости на сохранение Трезвости и творческих способностей учащихся позволяют сделать выводы:

  1. 75% опрошенных учащихся считают необходимым проводить от 10-ти до 15-ти уроков Трезвости в год, что соответствует рекомендации обучающей программы «Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение» [7].
  2. Систематические уроки Трезвости дают практически гарантированный результат: в школе Шк-И, где уроки проводились систематически с 1-го класса, живущих в Трезвости в 7-х классах много – 91%.
  3. В 10-х и 11-х классах процент живущих в Трезвости выше, чем в 9-х классах – это объясняется тем, что из девятых классов в 10-й класс после экзамена проходят по конкурсу в основном те, кто живёт в Трезвости, то есть учащиеся, сохранившие абстрактно-логический уровень мышления и способность решать творческие задачи.
  4. Тесты в математических классах, где предъявлялись ещё более жёсткие требования к творческим способностям учащихся, показали, что учащиеся 10-го класса общеобразовательной школы Шк-А, где 95% учащихся живут в Трезвости, не намного уступают учащимся математических классов гимназий и лицеев, где математика изучается более глубоко.
  5. По результатам опроса, из тех учащихся, которые решили три задачи, 82% живут в Трезвости, 18% отравляются редко. Учащиеся, которые не решили ни одной задачи, в Трезвости не живут, травятся редко и часто.
  6. Жизненно необходимо для общества обучение студентов педагогических вузов и ссузов основам науки Трезвости, которые они смогут использовать не только на благо своих молодых семей, но и передадут своим воспитанникам в образовательных учреждениях.

 

Список литературы

1.      Успенский С.Е. Школа трезвости : популярный учебник трезвости для начальных училищ / С.Е. Успенский. – М., 1914. – 128 с.

2.      Рачинский С.А. Письма С.А. Рачинского к духовному юношеству о трезвости : издание для студентов Казанской Духовной Академии / С.А. Рачинский. – Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1898.

3.      Программа утверждения и сохранения Трезвости в России // Тюменская область сегодня. – 2009. – 10 окт. – С. 4.

4.      Зверев А.А. Мораль Трезвости. От разрушения к устойчивому развитию / А.А. Зверев // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости : материалы XI научно-практической конференции (г. Копейск, 16-17 февраля 2013 г.). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 6-23.

5.      Ленивкина Л.Н. От профилактики к урокам Трезвости / Л.Н. Ленивкина // От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости : материалы XI научно-практической конференции (г. Копейск, 16-17 февраля 2013 г.). – Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. – С. 87-92.

6.      Загумённый В.А. Отношение подростков и молодёжи к Трезвости по результатам анкетирования тюменских школьников / В.А. Загумённый, Р.В. Распопов // Здоровый образ жизни российской молодёжи : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!». – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – С. 134-139.

7.      Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение : обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е.В. Богословская [и др.]. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 222 с.

 

Сведения об авторах

Загумённый Владимир Афанасьевич, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , тел. 8-922-043-0589.

Распопов Роман Владимирович, к.т.н., доцент кафедры кибернетических систем, Тюменский государственный нефтегазовый университет, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , тел. 8-905-820-5283.


Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Зверев А.А. Трезвость – необходимое условие возрождения и устойчивого развития России
2 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Анализ графических материалов в Интернете
3 Богословская Е.В. Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости
4 Загумённый В.А., Распопов Р.В. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся
5 Зверев А.А., Киви В.В. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости
6 Юлдашбаева Л.А. Ученические общества Трезвости
7 Коба Т.В. Из опыта работы студенческого научного объединения «Социология Трезвости» (2004 – 2014 гг.)
8 Петрова Е.П. Должен ли учитель быть идеальным?
9 Коба Т.В. Пять аксиом Трезвости: алгоритм обзорной лекции
10 Абросова В.И. Алгоритм короткой беседы на основе «5 аксиом Трезвости»
11 Акимова Ю.В. Манипуляция общественным сознанием
12 Загумённый В.А. Алкоголь – яд, а не пищевой продукт
13 Огородникова И.П. Обоснование применения термина «интоксикант» в языке утверждения и сохранения Трезвости
14 Трифонова Г.И. Социальная реклама Трезвости: законодательные механизмы поддержки
15 Вуколов А.В. Методика распространения соцрекламы Трезвости
16 Головин А.А. Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды трезвости
17 Вуколов А.В. Единая база социальной рекламы общественных движений, работающих в идеологии утверждения и сохранения Трезвости
18 Миронов М.С. «Трезвая маршрутка»: алгоритм размещения социальной рекламы на транспорте на примере г. Рязани
19 Вуколов А.В., Караваев И.Е. Интернет-радио как новый способ утверждения и сохранения Трезвости
20 Кравченко О.В. Трезвые деревни и села России
21 Попов Л.Е., Афанасьев А.Л. Трезвость – необходимое условие инновационного развития России
22 Зверев А.А. Структура организаций утверждения и сохранения Трезвости. Артельный принцип
23 Исаева Н.Н., Роговская К.Ю. Результаты деятельности ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» за 2015 год
24 Писарев Д.А. О результатах деятельности Златоустовской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Златоуст» за 2015 год
25 Аникеева Т.В., Лезина А.О. Развитие трезвеннического движения в Орске. Предпосылки и ход мировоззренческого сдвига ОГОО УСТ «Трезвый Орск», достижения 2015 года
26 Макеев В.Ю. Опыт работы инициативной группы утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Куса» по взаимодействию с общественностью и органами государственной власти
27 Рубцов П.А. Итоги работы Ямало-Ненецкой региональной общественной организации «Трезвый Ямал» в 2015 году
28 Федосова А.А. Приносить пользу людям – мой выбор
29 Ленивкина Л.Н. Многогранность деятельности трезвого человека
30 Молоков Л.А. Песня «Трезвый Челябинск»
31 Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения
32 Резолюция 14-й научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
33 Приложение 1. Перечень конференций ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
34 Приложение 2. Формы работы ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
35 Приложение 3. Представление ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», врученное 18.08.2009 г. заместителю полномочного представителя президента по Уральскому федеральному округу Кириллову Б.А. (по его просьбе)
36 Приложение 4. Регламент студенческого научного объединения «Социология трезвости» Тюменского государственного нефтегазового университета
37 Приложение 5. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
Материалы 14-й научно-практической конференции:
"Трезвость - необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2016
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

end faq



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody