Должен ли учитель быть идеальным?

УДК 37.034

Петрова Е.П.

В настоящей статье ставится задача рассмотреть деятельность учителя по становлению нравственности ученика. Статья призвана задуматься, имеет ли право педагог назвать себя Учителем и вести ребёнка по жизни. Учитель рассматривается, в большей степени, как призвание и миссия человека, вопреки расхожему мнению о профессии и работе. Статья будет полезна как тем, кто видит себя учителем, так и тем, кто уже имеет такую профессию.

Ключевые слова: идеал учителя, роль учителя в обществе, образование и воспитание.

 

Введение

Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймёшь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остаётся один вопрос: как надо самому жить?
Л.Н. Толстой

Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, всё равно дети будут похожи на вас.
Английская пословица

Поучателей в жизни – тысячи, настоящих учителей – единицы.
Павел Шарпп

Сразу хотелось бы ответить на поставленный вопрос – нет, не должен. Всем известно, что идеальных людей нет.

Тем не менее, главная задача Учителя – постоянное стремление к идеалу. Заметьте: обучение детей – второстепенно, сначала – обучение себя! От Учителя зависит всё в обществе. То есть абсолютно всё. Все те наблюдения, которые мы сейчас можем делать – результат работы учителей. На данный момент мы можем говорить, что это результат той ситуации, в которую учителя поставлены. Но, однако же, вспомним тех ветеранов – Учителей, которые, имея ту нравственность, которую воспитали в них ранее, продолжают трудиться как Учителя, Наставники, по-настоящему заботящиеся о тех, кого им доверили, или, как это принято говорить сейчас, «скинули им родители под присмотр». Итак, главный вопрос, который будет сейчас поднят, звучит так: «Должен ли Учитель быть идеальным?»

 

Основные понятия

1. Учитель – ныне одна из самых распространённых общественных профессий, возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений (шире – учащихся) для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.

В словаре Ефремовой найдём: «Учитель – тот, кто является главой, автором какого-либо учения, высшим авторитетом в какой-либо области и имеет последователей» [1].

И тут же глубокое заблуждение словаря синонимов: Учитель – преподаватель – педагог. Почему заблуждение? Потому что это три совершенно разных слова. Ведь даже звучание слов говорит об этом. Учитель – тот, кто учит, преподаватель – преподаёт, как бы то ни было прекрасно, но только подаёт материал. И совсем уж обидное педагог – раб, сопровождавший хозяйского ребёнка. Обычно у такого раба удаляли... язык, чтоб не сболтнул чего лишнего дитяте.

Зачем же эти понятия объединяют? Стоит посмотреть на систему образования в целом. Под какой пример она сейчас «реформируется» по факту и как, вследствие этого, меняется качество образования – становится очевидно: Россия кому-то мешает, как сильное государство.

2. Идеал – представление о самом лучшем и совершенном образце, предел стремлений и желаний [2].

3. Цель – осознанный образ предвосхищаемого результата. Конфуций пишет: «Задача учителя – открывать новую перспективу размышлениям ученика».

4. Нравственность – совокупность оценок происходящих событий, способная защитить личность от разрушительного влияния. За основу формирования нравственности мы берём воспитание способности к различению, например, таких категорий, как добро и зло, правда и ложь и к действию в интересах созидания (добра и правды) [3, с. 143].

5. Добро и зло – за определение добра и зла, по примеру М.К. Берестенко, берутся следующие понятия: «Добро – то, что увеличивает жизнеспособность общества. Зло – то, что уменьшает жизнеспособность общества» [4].

6. Мораль – это знания, обычаи, правила, законы, писанные и неписаные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить определённую культуру [5].

7. Духовность – процесс передачи созидательной информации от человека к человеку, посредством личного общения.

8. Общество – в широком смысле термин используется в философской и социологической литературе для обозначения всей совокупности исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество выступает как особая, высшая ступень развития живых систем, которая проявляется в функционировании и развитии социальных организаций [6].

9. Социальная активность – способность выполнять свои обязанности и отстоять свои права, принимая активное участие в жизни страны, республики, родного края, населённого пункта в котором живёшь.

10. Трезвость – естественное, творческое состояние человека, семьи, общества в целом, свободное от запрограммированности на самоотравление интоксикантами (табаком, алкоголем и другими ядами) и от физического отравления ими в любых количествах [7, с. 68].

11. Мораль Трезвости – одна из базовых компетентностей человека. Это знания, обычаи, правила, законы, писанные и неписаные, это умения, навыки и действия, позволяющие человеку, семье, обществу, народу сохранить своё естественное состояние Трезвости навсегда, а также утвердить (вернуть) Трезвость, если она утрачена [8].

12. Интоксиканты – яды, на которые у человека можно выработать зависимость (табак, алкоголь, некоторые лекарства, опий, марихуана, героин, крек и др.) [7, с. 73].

Примечание. В настоящее время известно более 3000 веществ, на которые можно вызвать у людей зависимость, содержащую рефлексы на самоотравление.

Требования к этому веществу просты. Важно чтобы это был обязательно яд, и чтобы он сразу не убивал. Вид, вкус, запах, цвет, происхождение яда не имеет значения. Так же, как не имеют значения и ощущения, вызываемые этим ядом. Искажённое методами программирования сознание будет трактовать всё это как привлекательное.

13. Воспитание – процесс формирования навыков взаимодействия со средой, в которой ребёнок живёт. Какова среда – таково воспитание.

14. Обучение – (в педагогике) – целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками [9].

15. Образование – формирование у человека образов, образного мышления. Хотя это всего лишь то, что значит слово, но применяют его… несколько иначе.

16. Информация – сведения, передаваемые людьми, устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.). С середины 20 века общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму; одно из основных понятий кибернетики [10].

Информированность должна быть такая, которая позволяет различать правду и ложь, добро и зло; которая способна развиться при наличии критического мышления, при способности анализировать полученную информацию.

17. Различение – наряду с обнаружением, опознанием, и идентификацией – один из 4 основных сенсорных процессов – сравнение двух сходных стимулов, отличающихся обычно величиной одного физического параметра. А если проще, по-человечески – это способность осознавать отличие одного от другого, например добра от зла.

18. Знания – это форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знания помогают человеку, семье, обществу, рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе [11].

 

Что должен давать Учитель

Все воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, самому воспитываться: только этим люди влияют на других, воспитывают их.
Л.Н.Толстой

Тот, кто мало знает, малому может и учить.
Я. Коменский

Существует три типа учителей: те, которые объясняют; те, которые жалуются; те, которые вдохновляют…
Ш.А. Амонашвили

В первую очередь, учитель должен давать ответы на вопросы. При этом каждое мгновение Учитель обязан помнить: от его ответов, от того что и как он говорит, зависит его собственное будущее. Ведь, как гласит индийская мудрость, «Часто воспитатель даёт ребёнку ответы, в соответствии с тем, как ему удобно. Это не помогает ребёнку, ни в получении надлежащего знания, ни в том, чтобы способность их понимания ребёнком развивалась в правильном направлении. А действия, как известно, определяют последствия, с которыми человек столкнётся». И то, что творится сейчас с зарплатами и пенсиями учителей – напрямую зависит от того, как эти учителя воспитывали своих выпускников. Мало тех Учителей, из школы, где я училась, которым я сейчас дала бы большую зарплату. Пальцев одной руки для подсчёта, будет много.

Учитель должен дать гораздо больше, чем то, что большинство теперешних учителей имеет. Это: любовь, внимание, желание услышать, ответить, знания – не просто сухую информацию, как это предполагают учебники, а живые знания.

Внимание Учителя должно быть направлено не только на то, что он даёт, но и на то, что приходит извне. Учитель должен быть способным защитить тех, кто ему доверен. Например, нам известно, что специалисты ВОЗ выделяют школу, как наиболее перспективный участок воздействия на личностное становление подростка. Как же эти «специалисты» воздействуют? В школу приходит тест на английском языке. Тестовые материалы для подростков, однако, на русском, и в них подробно перечисляются отравляющие вещества – интоксиканты, о которых учителя ничего не знают, а подростки и подавно имеют право избежать этой губительной информации. Имеют право, но не возможность! Потому что школу обязывают провести этот тест, под предлогом – уволим. Как поступить учителю в данной ситуации? Есть как минимум два варианта: спрятать голову в песок – провести, или указать на некоторые запрещённые варианты из концепций об алкоголе, табаке и прочих интоксикантах тем, кто настаивает. Во втором случае, увольнением будут грозить настаивающим. И вот третий самый простой и действенный, хоть и самый трудоёмкий вариант – провести тестирование, а затем урок Трезвости, на котором рассказать детям, кто, как и почему их обманывает.

Или ещё пример: в течение многих лет детям в процессе профилактики рассказывали о том, что такое наркотики, как и из чего делают интоксиканты, куда нельзя ходить, чтобы не купить (видимо случайно) отраву, как «убежать» от водки (вызывает недоумение, разве водка бегает?), как сказать «нет» наркотикам (снова вопрос, а зачем с ними разговаривать?). А когда заговорили о Трезвости – директора запаниковали: как, детям о Трезвости!?

После нескольких уроков Трезвости в одной школе, вся школа говорила о Трезвости, прошло одно «профилактическое занятие» все заговорили об интоксикантах, и где их берут. Это тоже пример из жизни.

 

Каким должен быть Учитель

 

Пока я держался умеренности, все мои речи оставались гласом вопиющего в пустыне. Все со мной соглашались, никто не исправлялся. С тех пор, как я дал и исполняю обет Трезвости, за мною пошли тысячи.
С.А. Рачинский

Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом.
Луций Анней Сенека (младший)

Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.
Конфуций

Я требую от учителя только добрых нравов,
так же, как я потребовал бы их от каждого гражданина.
Дени Дидро

 

Но. Может ли учитель говорить о Трезвости, нравственности, морали, добре, если сам не только не обладает этими качествами, но и не видит их необходимости?

И ещё раз скажу: нет, учитель не должен быть идеальным, но, если его спросят «а вы нравственный человек?» он обязан иметь право честно сказать: «я работаю над этим, я делаю всё, чтобы быть таковым!». Не может учитель сказать: «Я краду только в меру, по особым случаям, и только за компанию, или за честность…».

Учитель везде (дома, на прогулке, на празднике) и всегда должен иметь те качества, которые запрашивает общество. Причём, заметьте, на бумаге «общество» может запрашивать одно, например, сдать ЕГЭ. А для жизни, как выясняется, обществу требуется совершенно другое. Так вот, приоритет должен отдаваться тому, что для жизни. Тогда и то, что «на бумаге», будет соответствовать. Например, вырастили нравственные, ответственные учителя нравственного, ответственного ребёнка. Давайте задумаемся, а как он подготовится к экзамену? А надо ли будет его заставлять? И так далее…

Учитель – это тот человек, который всегда должен показывать пример дисциплинированности. А дисциплина, это отнюдь не то, что требует усилий для поддержания, это должно быть естественно, как дыхание. Это внутреннее состояние человека, которое он воспитывает в себе, с детства, доводит до автоматизма. Это должно быть настолько само собой разумеющимся, что встав утром и не составив план на день, человек должен чувствовать себя не законченным. Если Учитель дышит и поддерживает дисциплину одинаково легко, то дети стремятся, на подсознательном уровне (хотя, частично, это зависит от ценностей, данных родителями в раннем детстве) быть похожим на Учителя. И снова «Если». Если родители воспитали определённые ценности. А если нет? Всё очень просто, срабатывает эффект обезьянки. Сколько времени ребёнок проводит в школе, с учителями, а сколько общается с родителями? Сколько учителей вокруг, в конце концов, а сколько родителей? Если все учителя, или большинство прививают доброту, сколько шансов, что ребёнок вырастет злым? Если все учителя, как это должно быть, безусловно живут в Трезвости, то даже если родители отравляются интоксикантами – что привлечёт ребёнка скорее?

 

Результаты работы Учителя

Есть учителя, которых ничему нельзя научить.
Бел Кауфман

Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого учиться!
(стихотворение без названия советского поэта Е.М. Винокурова)

Учитель – человек, который может делать трудные вещи лёгкими.
Ральф Эмерсон

Из уроков некоторых педагогов
мы извлекаем лишь умение сидеть прямо.
Владислав Катажинъский

Ребёнок после обучения несомненно должен уметь различать добро и зло, правду и ложь. Это необходимо для того, в первую очередь, чтобы человек мог не только обучаться самостоятельно, но и транслировать нравственность в мир.

Так же это необходимо для того, чтобы человек имел достаточно устойчивую личность. Такую личность, чтобы «приятель», попытавшись сбить её с пути нравственности, Трезвости, сам задумался бы, как таким стать.

Результат работы настоящего Учителя – постоянно растущая, развивающаяся личность. Причём по окончании обучения развивающаяся самостоятельно, в течение всей своей жизни.

Только в этом случае Учитель может с полным правом сказать: «Это человек, которому я помог учиться и у которого мне теперь есть чему поучиться!»

 

Выводы

Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
Плутарх

Не наполнишь, не зажжешь.
В.Ф. Шаталов

 

Мудрость древней Индии гласит, что для ребёнка самым главным в жизни является отец. Мать может заменить тысячу отцов. А Учитель – сто тысяч матерей.

Женщина, в идеале, сама должна выбирать мужчину в мужья, то есть отца своим будущим детям. Причём, такого, на которого будут похожи её дети. Если она разумно подошла к этой задаче, то любить детей, как и мужа, ей будет чрезвычайно просто... Так почему же мы доверяем детей таким людям, примеры которых воспитывают то, что мы, сейчас, имеем?

При том, что Учитель может отличаться от идеала, и даже быть далёким до идеала, главная его задача – саморазвитие. Только тогда он сможет придать форму тому сосуду, который впоследствии человек наполнит качественным содержанием.

 

Список литературы

1. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000.

2. Идеал [Электронный ресурс] // Психологос – энциклопедия практической психологии. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/ideal (дата обращения: 05.02.2016).

3. Петрова Е.П. Формирование морали Трезвости у детей – миссия школы / Е.П. Петрова // Здоровый образ жизни российской молодёжи : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию программы утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!». – Тюмень: ТюмГНГУ, 2014. – С. 143-149.

4. Берестенко М.К. Отвяжись плохая жизнь, привяжись хорошая / М.К. Берестенко. – М.: Книжный мир, 2006. – 416 с.

5. Зверев А.А. Трезво о политике / А.А. Зверев. – М.: Концептуал, 2012. – 668 с.

6. Общество [Электронный ресурс] // Словари и энциклопедии на Академике. – URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2866/ОБЩЕСТВО (дата обращения: 05.02.2016).

7. Основа здоровья нации – трезвое мировоззрение : обучающая программа по здоровьесбережению и навыкам здорового образа жизни / Е.В. Богословская [и др.]. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2011. – 222 с.

8. Распопов Р.В. Мораль трезвости как одна из базовых компетентностей человека / Р.В. Распопов // Проблемы реализации компетентностного подхода в российском профессиональном образовании : материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – С. 201-203.

9. Обучение [Электронный ресурс] // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Обучение (дата обращения: 05.02.2016).

10. Информация [Электронный ресурс] // Библиотека учебной и научной литературы. – URL: http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=12&wordid=82926 (дата обращения: 05.02.2016).

11. Знание [Электронный ресурс] // Википедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Знание (дата обращения: 05.02.2016).

 

Сведения об авторе

Петрова Екатерина Петровна, психолог, член Чувашской республиканской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Чувашия», Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , тел. +7-987-126-9778.


Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Зверев А.А. Трезвость – необходимое условие возрождения и устойчивого развития России
2 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Анализ графических материалов в Интернете
3 Богословская Е.В. Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости
4 Загумённый В.А., Распопов Р.В. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся
5 Зверев А.А., Киви В.В. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости
6 Юлдашбаева Л.А. Ученические общества Трезвости
7 Коба Т.В. Из опыта работы студенческого научного объединения «Социология Трезвости» (2004 – 2014 гг.)
8 Петрова Е.П. Должен ли учитель быть идеальным?
9 Коба Т.В. Пять аксиом Трезвости: алгоритм обзорной лекции
10 Абросова В.И. Алгоритм короткой беседы на основе «5 аксиом Трезвости»
11 Акимова Ю.В. Манипуляция общественным сознанием
12 Загумённый В.А. Алкоголь – яд, а не пищевой продукт
13 Огородникова И.П. Обоснование применения термина «интоксикант» в языке утверждения и сохранения Трезвости
14 Трифонова Г.И. Социальная реклама Трезвости: законодательные механизмы поддержки
15 Вуколов А.В. Методика распространения соцрекламы Трезвости
16 Головин А.А. Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды трезвости
17 Вуколов А.В. Единая база социальной рекламы общественных движений, работающих в идеологии утверждения и сохранения Трезвости
18 Миронов М.С. «Трезвая маршрутка»: алгоритм размещения социальной рекламы на транспорте на примере г. Рязани
19 Вуколов А.В., Караваев И.Е. Интернет-радио как новый способ утверждения и сохранения Трезвости
20 Кравченко О.В. Трезвые деревни и села России
21 Попов Л.Е., Афанасьев А.Л. Трезвость – необходимое условие инновационного развития России
22 Зверев А.А. Структура организаций утверждения и сохранения Трезвости. Артельный принцип
23 Исаева Н.Н., Роговская К.Ю. Результаты деятельности ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» за 2015 год
24 Писарев Д.А. О результатах деятельности Златоустовской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Златоуст» за 2015 год
25 Аникеева Т.В., Лезина А.О. Развитие трезвеннического движения в Орске. Предпосылки и ход мировоззренческого сдвига ОГОО УСТ «Трезвый Орск», достижения 2015 года
26 Макеев В.Ю. Опыт работы инициативной группы утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Куса» по взаимодействию с общественностью и органами государственной власти
27 Рубцов П.А. Итоги работы Ямало-Ненецкой региональной общественной организации «Трезвый Ямал» в 2015 году
28 Федосова А.А. Приносить пользу людям – мой выбор
29 Ленивкина Л.Н. Многогранность деятельности трезвого человека
30 Молоков Л.А. Песня «Трезвый Челябинск»
31 Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения
32 Резолюция 14-й научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
33 Приложение 1. Перечень конференций ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
34 Приложение 2. Формы работы ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
35 Приложение 3. Представление ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», врученное 18.08.2009 г. заместителю полномочного представителя президента по Уральскому федеральному округу Кириллову Б.А. (по его просьбе)
36 Приложение 4. Регламент студенческого научного объединения «Социология трезвости» Тюменского государственного нефтегазового университета
37 Приложение 5. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
Материалы 14-й научно-практической конференции:
"Трезвость - необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2016
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

end faq



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody