Манипуляция общественным сознанием

УДК 32.019.51

Акимова Ю.В.

В работе объяснено общее понимание взаимовлияния вещей в мире, дано определение манипуляции, рассмотрена ее «природа», показаны варианты манипуляций и процессы, происходящие с людьми под воздействием сигналов манипуляторов, а также предложены отдельные инструменты защиты от манипуляционных воздействий.

Ключевые слова: Манипуляция сознанием, контроль над поведением человека, взаимовлияние вещей, информационный террор, формирование морали Трезвости в обществе.

 

Изучение процессов, идущих в мире, и особенно в России, анализ причин, их вызвавших, и, главным образом, намерений отдельных людей, запустивших эти процессы, позволяют сделать неутешительные выводы: на глазах одного поколения удалось взорвать и, возможно, сломать Россию. Десять веков эта огромная цивилизация соединяла и уравновешивала два главных блока человеческого мира – Запад и Восток. Зашаталась и стала рассыпаться одна из опор всего человеческого общежития. В перестройку втягивается с нарастающим ужасом весь мир.

Разматывая ниточку и восстанавливая в памяти историю, становится понятно, какими чудодейственными средствами нас убедили сделать все то, что мы сделали. Процесс этот имеет определенное название: манипуляция общественным сознанием.

По своим масштабам, затратам, продолжительности и результатам эта программа манипуляции не имеет аналогов в истории. В ходе ее подготовки и выполнения сделано огромное количество находок и даже открытий, накоплено новое важное знание о человеке и обществе, об информации и языке, об экономике и экологии. Мир изменился не только из-за краха СССР. Сама невидимая деятельность по манипуляции общественным сознанием множества народов земли изменила облик мира и затронула практически каждого жителя планеты.

Успех манипуляции сознанием народов СССР и прежде всего русского народа говорит о принципиальной возможности полного контроля над поведением человека. И здесь четко прослеживается две позиции: первая – манипуляция сознанием человека просвещенным и мудрым правителем – не только допустимое, но и предпочтительное, «прогрессивное» средство, вторая – свобода воли человека, предполагающая обладание незамутненным разумом и позволяющая делать ответственный выбор (пусть и ошибочный) – огромная ценность. Эти две позиции определяются ценностями, идеалами человека.

Взаимовлияние вещей в мире

В обыденной, спокойной жизни мы на взаимовлияние вещей в мире не обращаем внимания. Нам и в голову не приходит задуматься о том, что было бы, если бы не было, например, трения. Наше внимание привлекают не состояния покоя, не торчащий в доске гвоздь и не мирная гора песка, а ситуации слома стабильной системы, смены («перестройки») ее структуры – ситуации катастроф.

Даже системы неживой природы, образуют сложные комбинации и обнаруживают удивительное и сложное поведение, кажется, что они обладают памятью и мышлением. А ведь в этих неорганических системах взаимодействие сводится всего лишь к переносу массы и энергии. Воспринимать и перерабатывать информацию они, в строгом смысле слова, не могут. Когда же мы переходим в царство живой природы, мы видим удивительную изощренность и сложность во взаимодействии «соучастников».

Вот вирус, пограничное между жизнью и неживой природой образование. Он показывает возможности нарушения чужой программы. Вирус приспособился эксплуатировать определенный вид живых клеток, «умеет» их находить, цепляться к их оболочке. Прицепившись, он проталкивает в клетку всего одну молекулу – РНК, в которой записаны команды по «производству» вирусов. И в клетке возникает тайное, теневое правительство, которое подчиняет своей воле всю жизнедеятельность огромной системы (клетка по сравнению с вирусом – это целая страна). Все ресурсы клетки направлены теперь на выполнение команд, записанных во внедренной в нее матрице. Сложные производственные системы клетки переналаживаются на выпуск сердечников вируса и на то, чтобы одеть их в белковую оболочку, после чего истощенная клетка погибает.

Это – исходный, фундаментальный вариант взаимодействия, при котором один участник жизненной драмы заставляет других действовать в его интересах и по его программе так, что это не распознается жертвами и не вызывает у них сопротивления. Взаимодействие в мире низших форм жизни, а то и в неживой природе, служит нам аналогией, упрощенной моделью того, что происходит в человеческом обществе (по аналогии действуют табачно-алкогольные программы, отнимающие Трезвость и приводящие к самоотравлению и в конечном итоге к гибели людей).

В живой природе человек – качественно новое явление. Он обладает разумом, способным к абстрактному мышлению, и речью, языком. Язык и мышление – большие сложные системы, на которые можно воздействовать с целью программирования поведения человека. Человек обладает сложной психикой, важной частью которой является воображение. Оно развито настолько, что человек живет одновременно в двух измерениях, в двух «реальностях» – действительной и воображаемой. Воображаемый мир в большой степени (а у многих и в первую очередь) определяет поведение человека. Но он зыбок и податлив, на него можно воздействовать извне так, что человек и не заметит этого воздействия.

Определение и признаки манипуляций

Современное переносное значение слова «манипуляция» – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами. Однако это понятие ограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления – им обозначается только управление с ловкостью и даже скрытое управление.

Можно выделить три главных, родовых признака манипуляции.

Во-первых, это – вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.

Во-вторых, манипуляция – это скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой ее присутствие не будет ощущаться.

В-третьих, манипуляция – это воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.

Еще важный, хотя и не столь очевидный признак: к людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам.

Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек. Основные принципы рекламы и формирования общественного мнения» (1964). Он дает такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама» [1]. Здесь хочется остановиться немного подробнее.

Дело в том, что сегодня реклама – это не только двигатель торговли, а щедро финансируемая лаборатория и гигантский полигон, с помощью которого формируются привычки, представления, вкусы, иллюзии, чтобы навязать человеку не только товар, но и соответствующие мысли, системы и ценности. Людям «продаются иллюзии», производство которых стало мощнейшим бизнесом. Эти иллюзии создают положительный эмоциональный фон и включают механизм вытеснения сознания, личного опыта и здравого смысла [2]. Особенно этот бизнес направлен на сознание детей. Вот, что по этому поводу пишет Клайд Миллер, один из основателей IPA, профессор Колумбийского университета, исследователь вопросов пропаганды в книге «Процесс внушения»: «Необходимо вырабатывать условные рефлексы у миллионов детей, которые, став со временем взрослыми, будут натренированы покупать те или иные товары» [3].

Именно этот процесс мы наблюдаем сейчас. С помощью информационного террора происходит подмена понятий и ценностей, направленных, в первую очередь, на отнимание Трезвости у наших детей.

Природа манипуляций

Особенность манипуляции как психического воздействия: «оно не только побуждает человека, находящегося под таким воздействием, делать то, чего желают другие, оно заставляет его хотеть это сделать» [4].

Отсюда становится ясной довольно неприятная сторона дела. Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как ее соавтор, соучастник. Только если человек под воздействием полученных сигналов перестраивает свои воззрения, мнения, настроения, цели – и начинает действовать по новой программе – манипуляция состоялась. А если он усомнился, уперся, защитил свою духовную программу, он жертвой не становится (здесь важно отметить способность Различения, необходимость формирования морали Трезвости в обществе, в данном контексте как инструмента защиты от манипуляций). Манипуляция – это не насилие, а соблазн. Каждому человеку дана свобода духа и свобода воли. Значит, он нагружен ответственностью – устоять, не впасть в соблазн.

Условие победы в маленьких боях на этом невидимом фронте – критическая переработка каждого поступающего сигнала (вместо пассивного принятия потока информации), доведение человеком до автоматизма некоторых контролирующих «умственных инструментов» (операторов мышления), которые как бы сами собой, без усилий сознания и воли, анализировали информацию по одному признаку: есть ли в ней симптомы манипуляции его поведением.

Наука создала интеллектуальные инструменты, полезные для человека, который строит защиту против манипуляции. И даже не просто инструменты, а целый методологический подход, который называется ГЕРМЕНЕВТИКА. В нашем понимании объект науки – особая деятельность, направленная на манипуляцию общественным сознанием. Самыми главными в ней можно считать сообщения, «упакованные» в словах, вербальные тексты (печатные тексты, речи, радио– и телепередачи). Сюда же относятся не менее важные, чем слова, элементы текста – промежутки между словами, паузы. Любой жест, любой поступок имеет кроме очевидного, видимого смысла, множество подтекстов, в которых выражают себя разные ипостаси, разные «маски» человека.

Для нас важнее вторая сторона проблемы связи текста (или события, действия) с контекстом – та работа, которую производит «получатель сообщения». Если бы художник изобразил детали точно, мы бы просто не узнали бы образа. Он, зная законы восприятия, только намекнул нам, дал знак, а картину мы создали (вместе с ним, с его умелыми знаками) в нашем воображении. Мы – соавторы картины.

Какую же цель преследует тот, кто желает манипулировать нашим сознанием, когда посылает нам сообщения в виде текстов или поступков? Его цель – дать нам такие знаки, чтобы мы, встроив эти знаки в контекст, изменили образ этого контекста в нашем восприятии. Он подсказывает нам такие связи своего текста или поступка с реальностью, навязывает такое их истолкование, чтобы наше представление о действительности было искажено в желательном для манипулятора направлении. А значит, это окажет воздействие и на наше поведение, причем мы будем уверены, что поступаем в полном соответствии с нашими собственными желаниями.

К несчастью, очень часто мы испытываем сужение сознания: получив сообщение, мы сразу же, с абсолютной уверенностью принимаем для себя одно-единственное его толкование. И оно служит для нас руководством к действию. Часто это происходит потому, что мы из «экономии мышления» следуем стереотипам – привычным штампам, понятиям, укоренившимся предрассудкам.

Тот, кто хочет построить защиту против попыток манипуляции его сознанием, должен преодолеть закостенелость ума, научиться строить в уме варианты объяснения. Овладеть действительностью можно только изучив доктрину, тактику и оружие противника. На это и направлены наши опыты в герменевтике и других науках – поиске путей интерпретации тех слов и действий, в которых воплощены попытки манипуляции нашим сознанием.

Знание об инструментах и приемах манипуляции сознанием должно стать доступным для достаточно большого числа людей, тогда для манипуляторов это уже будет не подавление беззащитного населения, а борьба против огромной массы творчески мыслящих, изобретательных людей. Сам переход к борьбе будет означать важный поворот в судьбе нашего народа, а может быть, и всего человечества [4]. Информационный террор может быть и должен быть остановлен. Империя внушения не всесильна, она боится незамутненного разума и Трезвого ясного сознания.

 

Список литературы

1. Франке Г. Манипулируемый человек / Г. Франке. – М., 1976.

2. На прицеле ваш мозг [Видеозапись] / реж. Ф.М. Соболев, В.П. Олендер. – Киевнаучфильм, 1985.

3. Miller C.R. The Process of Persuasion / C.R. Miller. – N. Y.: Crown Publishers, 1946. – 234 с.

4. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 864 с.

 

Сведения об авторе

Акимова Юлия Владиславовна, кандидат в члены Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. , тел. 8-922-478-16-68.


Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Зверев А.А. Трезвость – необходимое условие возрождения и устойчивого развития России
2 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Анализ графических материалов в Интернете
3 Богословская Е.В. Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости
4 Загумённый В.А., Распопов Р.В. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся
5 Зверев А.А., Киви В.В. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости
6 Юлдашбаева Л.А. Ученические общества Трезвости
7 Коба Т.В. Из опыта работы студенческого научного объединения «Социология Трезвости» (2004 – 2014 гг.)
8 Петрова Е.П. Должен ли учитель быть идеальным?
9 Коба Т.В. Пять аксиом Трезвости: алгоритм обзорной лекции
10 Абросова В.И. Алгоритм короткой беседы на основе «5 аксиом Трезвости»
11 Акимова Ю.В. Манипуляция общественным сознанием
12 Загумённый В.А. Алкоголь – яд, а не пищевой продукт
13 Огородникова И.П. Обоснование применения термина «интоксикант» в языке утверждения и сохранения Трезвости
14 Трифонова Г.И. Социальная реклама Трезвости: законодательные механизмы поддержки
15 Вуколов А.В. Методика распространения соцрекламы Трезвости
16 Головин А.А. Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды трезвости
17 Вуколов А.В. Единая база социальной рекламы общественных движений, работающих в идеологии утверждения и сохранения Трезвости
18 Миронов М.С. «Трезвая маршрутка»: алгоритм размещения социальной рекламы на транспорте на примере г. Рязани
19 Вуколов А.В., Караваев И.Е. Интернет-радио как новый способ утверждения и сохранения Трезвости
20 Кравченко О.В. Трезвые деревни и села России
21 Попов Л.Е., Афанасьев А.Л. Трезвость – необходимое условие инновационного развития России
22 Зверев А.А. Структура организаций утверждения и сохранения Трезвости. Артельный принцип
23 Исаева Н.Н., Роговская К.Ю. Результаты деятельности ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» за 2015 год
24 Писарев Д.А. О результатах деятельности Златоустовской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Златоуст» за 2015 год
25 Аникеева Т.В., Лезина А.О. Развитие трезвеннического движения в Орске. Предпосылки и ход мировоззренческого сдвига ОГОО УСТ «Трезвый Орск», достижения 2015 года
26 Макеев В.Ю. Опыт работы инициативной группы утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Куса» по взаимодействию с общественностью и органами государственной власти
27 Рубцов П.А. Итоги работы Ямало-Ненецкой региональной общественной организации «Трезвый Ямал» в 2015 году
28 Федосова А.А. Приносить пользу людям – мой выбор
29 Ленивкина Л.Н. Многогранность деятельности трезвого человека
30 Молоков Л.А. Песня «Трезвый Челябинск»
31 Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения
32 Резолюция 14-й научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
33 Приложение 1. Перечень конференций ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
34 Приложение 2. Формы работы ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
35 Приложение 3. Представление ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», врученное 18.08.2009 г. заместителю полномочного представителя президента по Уральскому федеральному округу Кириллову Б.А. (по его просьбе)
36 Приложение 4. Регламент студенческого научного объединения «Социология трезвости» Тюменского государственного нефтегазового университета
37 Приложение 5. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
Материалы 14-й научно-практической конференции:
"Трезвость - необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2016
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

end faq



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody