Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды трезвости

УДК 304.3

Головин А.А.

В настоящей статье через призму теории психологического программирования Г.А. Шичко рассматриваются методологические подходы к трезвому просвещению, информационно-просветительской деятельности в Интернете. В статье даны положительные и отрицательные примеры формулирования текстов. Данная статья будет полезна представителям трезвеннического движения для осмысления подходов к информационной работе с народонаселением.

Ключевые слова: трезвость, пропаганда, запрограммированность, просвещение.

 

Трезвость в наши дни –
ценнейшее личностное свойство человека.
Г.А. Шичко

Информационно-просветительская деятельность выступает сегодня одним из ключевых методов трезвеннического движения. Если посмотреть на дореволюционное и советское (начальных этапов – 30-х гг. XX в.) трезвеннические движения, то основным посылом их деятельности выступала борьба ПРОТИВ ПЬЯНСТВА. Это соответствовало духу того времени, историческим условиям жизнедеятельности. На современном V этапе трезвеннического движения основную идеологию сформулировали Г.А. Шичко и Ф.Г. Углов – борьба ЗА ТРЕЗВОСТЬ. В начале 2000-х гг. ТГОО УСТ «Трезвая Тюмень» предложила уточнить идеологию со следующей формулировкой: «утверждение и сохранение Трезвости». Несмотря на наличие некоторого разногласия в употреблении слова «борьба» (если представители ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал» и их сторонники категорически не приемлют употребления слова «борьба», а остальные представители трезвеннического движения не придают этому принципиального значения, отмечая, что производители одурманивающих веществ без борьбы не откажутся от своих доходов) сегодня очевидно единство во взглядах на главную идею трезвеннических организаций - движение ЗА ТРЕЗВОСТЬ на личном, семейном, коллективном, общественно-государственном уровнях.

Движение ЗА отличается от борьбы ПРОТИВ тем, что утверждает положительные качества взамен отрицательных, усиливает (пропагандирует) именно позитивные, сильные стороны жизни, достоинства, оптимизм. Поэтому стратегия информационной работы заключается в формировании привлекательного, положительного образа трезвой жизни, объяснения преимуществ трезвости над одурманивающим состоянием.

Понимание информационно-просветительского метода утверждения и сохранения трезвости даёт теория психологического программирования Г.А. Шичко [1]. Этап перехода от отравления наркотическими изделиями к трезвости по Г.А. Шичко имеет следующие состояния: «алкоголепийца» (питейно запрограммированный и пьющий человек) → «воздержанник» («непьющий», но «питейно» запрограммированный человек) → «трезвенник благоразумный» (антиалкогольно запрограммированный и обладающий достоверными антиалкогольными сведениями человек) → «трезвенник сознательный» (отсутствие антиалкогольной запрограммированности и обладание достаточным запасом научных антиалкогольных знаний).

Понимание сути своего знаменитого метода Г.А. Шичко даёт в статье «Алкогольная проблема в свете теории психологического программирования» (опубликована двадцать лет назад 12 января 1985 года). Г.А. Шичко пишет, что для понимания метода «необходимо дать определение понятию «алкоголик». Алкоголики – питейно запрограммированные люди, имеющие привычку к употреблению спиртного, потребность в нём и поглощающие его. Метод предусматривает угашение психологическим путём потребности и привычки, нейтрализацию идеологическими и педагогическими воздействиями питейной запрограммированности и превращение алкоголика в сознательного трезвенника» [2, с. 152]. Роль информационно-просветительской деятельности заключается именно в идеологическом и педагогическом воздействии на человека для нейтрализации проалкогольной и любой другой запрограммированности.

В последнее время в Интернете появляется масса фотографий, коллажей, плакатов, рисунков, а на улицах наклеек и пр., которые вроде бы взывают к разуму человека, к пониманию последствий вредных привычек, однако на самом деле только ещё больше усиливают пропаганду этой вредной привычки. Такие отрицательные примеры пропаганды трезвости и альтернативные им положительные смысловые нагрузки представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Отрицательная и положительная информационная пропаганда трезвости [3, с. 44]

Отрицательные примеры
Положительные примеры
Надписи «не пей», «не кури», «алкоголь – яд», «выброси алкоголь из своей жизни», «водку и пиво пить – тупой скотиной быть», «хватит бухать», «пиво, водка и табак обеспечат тебе рак»…
«Живи трезво», «трезвая жизнь – свободная жизнь», «будущее за трезвой молодёжью», «трезвая Россия – великая Россия», «Мы – новое трезвое поколение. За нами страна и грядёт возрождение», «трезвость – новые возможности»…
Любые изображения одурманивающихся людей с сигаретой, алкоголем в руках; просто изображение наркотических изделий или какой-либо ассоциации с ними (бутылка, пачка сигарет)…
Позитивные образы многодетных, счастливых семей («Трезвый отец – хороший пример для меня» и пр.); показ тех качеств, возможностей, которые даёт трезвость в жизни (здоровье, молодость, разум и т.д.)…
Алкоголепитейская терминология: «бухать», «жрать», «выпить», «затянуться сигаретой»; уменьшительно-ласкательные «водочка», «бутылочка винца»...
Трезвенническая терминология: травиться ядами, одурманивать себя, отравляющий снаряд (сигарета), алкогольное, табачное изделие…
Пропаганда другой информации взамен трезвости: например, здорового образа жизни: «русские выбирают спорт», «зож – основа будущего»…
Здоровый образ жизни – дело хорошее и нужное. Но для простого человека неощутима разница между здоровьем и трезвостью, он может себе позволять травиться пивом после игры в футбол и т.д.
Предложения: «за трезвый здоровый образ жизни», «трезвость родителей – здоровье детей»…

Любой показ отрицательного действия «табакокурения», «алкоголепития» на фоне слов «не кури», «не пей» вызывает у человека рефлексивную реакцию, у него включается программа на самоотравление, когда он видит само действие отравления алкоголем или табаком. То же самое происходит при преобладании отрицательной смысловой нагрузки, когда человек, и так страдающий от своей вредной привычки, видит отрицательные последствия таких действий без положительного пути выхода из ситуации. Подобная информационная работа является естественным проявлением стадии воздержанности сознания человека, свойственной всем начавшим путь к сознательной трезвости, и говорит о необходимости дальнейшей работы над собой с помощью метода Шичко. Отметим, что этап воздержанности сознания является нормальным для любого человека на пути к сознательной трезвости.

Современное информационное состояние общества характеризуется преобладанием отрицательной информации над положительной, что порождает стресс, страх, агрессию, позволяет манипулировать поведением человека и общества. Поэтому важно введение положительных, жизнеутверждающих основ жизни. Пропаганда трезвости, положительного состояния человека является одной из основ возвращения общества к гармоничному пути развития.

 

Список литературы

1. Шичко Г.А. Разработка индивидуального психофизиологического подхода к избавлению от алкоголизма (заключительный отчет) / Г.А. Шичко. – Л.: Научно-исследовательский институт экспериментальной медицины АМН СССР, 1981. – 176 с.

2. Дроздов И.В. Геннадий Шичко и его метод / И.В. Дроздов. – Л., 1991. – 160 с.

3. Головин А.А. Пособие трезвого добровольца (думающего, понимающего и делающего). Серия «В помощь трезвому добровольцу» / А.А. Головин. – Изд. 2-е испр. и дополн. – М.: РадиоСофт, 2013. – 56 с.

 

Сведения об авторе

Головин Андрей Аркадьевич, генеральный директор Евразийской ассоциации здоровья, Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .


Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Зверев А.А. Трезвость – необходимое условие возрождения и устойчивого развития России
2 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Анализ графических материалов в Интернете
3 Богословская Е.В. Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости
4 Загумённый В.А., Распопов Р.В. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся
5 Зверев А.А., Киви В.В. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости
6 Юлдашбаева Л.А. Ученические общества Трезвости
7 Коба Т.В. Из опыта работы студенческого научного объединения «Социология Трезвости» (2004 – 2014 гг.)
8 Петрова Е.П. Должен ли учитель быть идеальным?
9 Коба Т.В. Пять аксиом Трезвости: алгоритм обзорной лекции
10 Абросова В.И. Алгоритм короткой беседы на основе «5 аксиом Трезвости»
11 Акимова Ю.В. Манипуляция общественным сознанием
12 Загумённый В.А. Алкоголь – яд, а не пищевой продукт
13 Огородникова И.П. Обоснование применения термина «интоксикант» в языке утверждения и сохранения Трезвости
14 Трифонова Г.И. Социальная реклама Трезвости: законодательные механизмы поддержки
15 Вуколов А.В. Методика распространения соцрекламы Трезвости
16 Головин А.А. Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды трезвости
17 Вуколов А.В. Единая база социальной рекламы общественных движений, работающих в идеологии утверждения и сохранения Трезвости
18 Миронов М.С. «Трезвая маршрутка»: алгоритм размещения социальной рекламы на транспорте на примере г. Рязани
19 Вуколов А.В., Караваев И.Е. Интернет-радио как новый способ утверждения и сохранения Трезвости
20 Кравченко О.В. Трезвые деревни и села России
21 Попов Л.Е., Афанасьев А.Л. Трезвость – необходимое условие инновационного развития России
22 Зверев А.А. Структура организаций утверждения и сохранения Трезвости. Артельный принцип
23 Исаева Н.Н., Роговская К.Ю. Результаты деятельности ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» за 2015 год
24 Писарев Д.А. О результатах деятельности Златоустовской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Златоуст» за 2015 год
25 Аникеева Т.В., Лезина А.О. Развитие трезвеннического движения в Орске. Предпосылки и ход мировоззренческого сдвига ОГОО УСТ «Трезвый Орск», достижения 2015 года
26 Макеев В.Ю. Опыт работы инициативной группы утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Куса» по взаимодействию с общественностью и органами государственной власти
27 Рубцов П.А. Итоги работы Ямало-Ненецкой региональной общественной организации «Трезвый Ямал» в 2015 году
28 Федосова А.А. Приносить пользу людям – мой выбор
29 Ленивкина Л.Н. Многогранность деятельности трезвого человека
30 Молоков Л.А. Песня «Трезвый Челябинск»
31 Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения
32 Резолюция 14-й научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
33 Приложение 1. Перечень конференций ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
34 Приложение 2. Формы работы ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
35 Приложение 3. Представление ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», врученное 18.08.2009 г. заместителю полномочного представителя президента по Уральскому федеральному округу Кириллову Б.А. (по его просьбе)
36 Приложение 4. Регламент студенческого научного объединения «Социология трезвости» Тюменского государственного нефтегазового университета
37 Приложение 5. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
Материалы 14-й научно-практической конференции:
"Трезвость - необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2016
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

end faq



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody