Трезвые деревни и села России

УДК 371.84

Кравченко О.В.

Настоящая статья носит характер сообщения о существующих в настоящее время трезвых поселениях в России. Приведенные сведения могут быть использованы для аргументации успешности в деле установления Трезвости, а так же для возможности взаимодействия и обмена опытом.

Ключевые слова: трезвые поселения, законодательная инициатива, территория Трезвости, Трезвая Якутия, анкетирование населения, Трезвый Башкортостан, женсовет, Союз женщин Удмуртии.

 

Существование поселений, в которых жители проживают в Трезвости, где продажа и производство алкоголя запрещены, становится возможным как по решению органов власти, так и по желанию большинства граждан, проживающих в данном муниципальном объединении. Желание выражается в обращении к органам власти с законодательной инициативой и последующим введением Закона.

Хорошим примером может послужить Якутия – рекордсмен по Трезвости в России. Более 60 наслегов (сел) республики объявили себя «территориями Трезвости». Законом Республики Саха от 26 марта 2015 года 1418-З №391-V был введен запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории сел Аргас (с населением 639 человек) и Кальвица (189 жителей) муниципального образования «Куокуйский наслег» Кобяйского улуса и села Хордогой сельского поселения «Вилючанский наслег» Сунтарского улуса (района) с населением 978 человек.

Жители Урасалахского наслега Абыйского улуса первыми выступили с подобной законодательной инициативой из числа северных и арктических районов Якутии. Прежде чем выйти с законодательной инициативой на профильный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн), наслежный совет депутатов МО сельского поселения «Урасалахский наслег» Абыйского улуса (района) организовал опрос каждого взрослого жителя села. Численность взрослого населения с. Сутуруоха составляет 472 человека. Согласно Уставу муниципального образования «Нахаринский 1-ый наслег» Мегино-Кангаласского улуса, был проведён опрос взрослого населения, состоящего из 569 человек. Все опрошенные высказались за полный запрет розничной продажи алкогольной продукции. Закон 1550-З № 657-V ввёл полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции на территории села Туора-Кюель МО «Жулейский наслег» Таттинского улуса Якутии. В 2012 году всеобщим голосованием жителей (977 человек) на сходе граждан МО «Борогонский наслег», в селе Туора-Кюель, в Атамайском наслеге и в селе Бясь-Кюель принято решение о запрете продажи алкоголя. В селе Хатырык Намского улуса на малой родине Максима Кировича Аммосова пятый год не продается алкоголь в магазинах. Это стало возможным благодаря инициативе главы администрации Хатырыка Алексея Пинигина. В 2011 году силами администрации провели анкетирование населения села, а это свыше 1000 человек. Более 90% жителей выступили за полный запрет.

Наряду с запретительными мерами на производство и продажу алкогольсодержащей продукции в республике активно действуют общественные организации «Трезвость Севера», «Трезвость и здоровье», «СемьЯ», объединившее граждан с активной жизненной позицией. В направлении Трезвости работает женсовет «Эрэл». Прекрасным примером служит деятельность олимпийского призера по боксу, лучшего спортсмена современной Якутии, народного депутата Георгия Балакшина, основателя республиканского общественного движения «Моя Трезвая Якутия». Цель организации – всемерное содействие утверждению сознательного трезвого образа жизни. Общественные организации ставят задачи обеспечения населения достоверной информацией об алкоголе, подготовкой лекторов, которые после специального обучения, вели бы просветительские семинары по Трезвости, по ликвидации безграмотности в отношении к психоактивным веществам: алкоголю, табаку и другим интоксикантам.

По итогам журналистского десанта в Трезвое село Хатырык Намского улуса, состоявшегося в феврале 2016 года совместно с Управлением Госалкогольконтроля, было признано, что с 2011 года в селе открылись новые объекты: детский сад «Кэскил» на 50 мест, хлебопекарня, кафе «Далбар», германская модульная больница на 15 коек. Появляются новые рабочие места. Если раньше в молодежном квартале было всего 2 дома, то сейчас их более десяти. Впервые за несколько лет отметился естественный прирост населения: люди приезжают в село, рождаются дети. Количество многодетных семей увеличилось. В селе два детских сада и трехэтажная каменная школа, заметно сократилось количество общей заболеваемости и снизился уровень преступности. В Хатырык приезжают новые специалисты. Действует клуб гимнастики. Спортзал никогда не пустует. Регулярно проводятся конкурсы, «веселые старты», чемпионаты. В селе есть и клуб любителей скандинавской ходьбы. Развивается на селе и малое предпринимательство. Работает потребительский кооператив «Уйгу». За последние годы поголовье коров и лошадей только увеличивается. За годы «сухого закона» резко уменьшилось количество преступлений. Если раньше пьяные драки были не редкостью, то сейчас их попросту нет. Вдвое снизилось количество обращений в больницу по различным травмам, виной которых служил алкоголь – с 2000 случаев до 1000. Главное, что село сплотилось за годы жизни без алкоголя.

В Башкортостане в одном только Абзелиловском районе республики есть три трезвые деревни. В каждой проживает примерно по 100 человек. Отрезвели они благодаря женсоветам. С давних времен умудренные опытом женщины встают на защиту исконных семейных ценностей. Они и объявили свои деревни трезвыми. Женсоветы применяют любые меры, чтобы уберечь свое сообщество от алкоголизации. Дети остаются в деревне. Строят дома. Многодетных семей очень много.

Село Саиткулово в Башкирском Зауралье, состоящее из сорока дворов, в народе называют «Трезвой деревней». И это соответствует истине. В местном магазинчике алкогольных ядов уже много лет не было. Застолья в Саиткулове с традиционным башкирским наваристым супом бешбармаком, всевозможной национальной выпечкой и сладостями и без всякой выпивки проходят оживленно непременно с песнями и заводными танцами. Главными хранителями трезвых традиций в Саиткулове являются старожилы. "Ак инейдэр" – по-башкирски «белые бабушки» – строго следят за порядком в деревне. Люди работают на своей земле, держат лошадей, коров, овец, домашнюю птицу, в огородах выращивают овощи и фрукты. В их домах нет особой роскоши, но есть все необходимое для тепла и уюта. В начале лета, по окончании сева, все село собирается на древний башкирский праздник сабантуй на огромном поле. Пожилые не упускают случая рассказать молодым, как правильно строить свою жизнь и как важно чтить традиции. А гостям из других сел, где нет сухого закона, только и остается вздыхать о том, что подобные порядки являются сегодня исключением, а не нормой. В Башкортостане уже десятки сёл, жители которых сами отказались от употребления алкоголя.

Жители деревни Кулишовка Воронежской области вот уже несколько лет следуют сухому закону. Трезвость тут – норма жизни и в выходные, и в праздники. Даже Новый год не исключение. Деревня эта по нынешним временам немаленькая – 68 дворов и без малого 400 жителей. Жители Кулишовки установили сами для себя строжайший сухой закон: практически все сельчане алкоголь не употребляют. Решение ввести в Кулишовке всеобщую трезвую норму принадлежит женской половине деревни, устроившей некогда отравляющимся алкоголем мужьям настоящую войну. Женсовет добился полного запрета алкоголя в селе. За шесть лет деревня сильно преобразилась. У большинства – отличные дома, машины, достаток. Местная администрация делает все возможное, чтобы поддержать трудолюбивых людей: помогает развивать подсобные хозяйства, выделяет на льготных условиях технику, оборудование, субсидирует приобретение скота. У людей есть стимул вести здоровый образ жизни. По примеру кулишовцев соседние деревни Новохарьковка, Раковка и Новокулишовка тоже начали переходить на здоровый образ жизни.

Село Усть-Обор Петровск-Забайкальского района – единственное в крае, где местные жители вообще не торгуют спиртосодержащей жидкостью, занимаясь вместо этого развитием фермерства и строительством жилых домов. Алкогольная зависимость и отравления были одними из главных проблем селян. Алкогольные отравления в селе искоренили участковый уполномоченный милиции и группа местных активистов, пользующиеся в селе авторитетом. Милиция и авторитетные жители предложили торговцам алкогольными ядами либо прекратить торговлю, либо навсегда покинуть село. В Усть-Оборе проживают около тысячи человек. Преобладающая часть населения – представители бурятской национальности, уважающие решение большинства. В результате из села уехала лишь одна семья. Остальные прекратили всю торговлю.

В 2016 году в Ульяновской области реализуется проект «Трезвое село». В рамках него предполагается стимулировать грантами населенные пункты, в которых жители будут вести здоровый образ жизни. Губернатор Сергей Морозов заявляет: «Нужно, чтобы как можно больше трезвых сел появилось в Ульяновской области. Это задача не только власти. Мы продолжим повышать качество жизни, создавать в сельской местности новые рабочие места. Важно добиться максимальной вовлеченности самих жителей в процессы, происходящие в селе, чтобы люди заботились о своем доме, семье, Родине и сами делали свою жизнь лучше».

Председатель Правительства Республики Удмуртия Виктор Савельев подписал распоряжение о проведении республиканского конкурса «Трезвое село 2016 года». С предложением о проведении конкурса в министерство обратилась Региональная общественная организация «Союз женщин Удмуртской Республики». Цель «Трезвого села» – пропаганда и установление трезвого, здорового образа жизни среди населения Удмуртии. Подготовка проекта длилась три года. Изучался опыт соседей, в частности Башкирии. Начали работать с Селтинским, Граховским, Вавожским, Алнашским, Якшур-Бодьинским районами. В 2013-2014 годах проводились встречи с активом при широкой поддержке общественности. Самое главное – мнение и мышление людей изменилось. Жизнь на селе меняется к лучшему. Основная часть здравомыслящего населения чувствует ответственность за будущее детей.

Выводы: Для существования и процветания России необходимым условием является Трезвость. Село является колыбелью национальной культуры, хранителем традиций. Именно с села надо начинать оздоровление общества. Примером служат процветающие сегодня трезвые поселения. На отдельных предприятиях в отдельных отраслях действуют административные запреты на употребление алкогольных и табачных ядов на рабочих местах и появление на работе в отравленном состоянии. Во всех случаях население сёл приходило к Трезвости, преодолевая горький опыт потерь. По воле народа, совместно с органами власти, администрацией предприятий могут быть установлены территории Трезвости. Чтобы закрепить достигнутое и вновь не ощутить губительное воздействие интоксикантов, необходимо повсеместно устанавливать в обществе мораль Трезвости. Необходима непрерывная деятельность по утверждению и сохранению Трезвости.

 

Сведения об авторе

Кравченко Ольга Васильевна, член Тюменской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Тюмень», Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .


Оглавление:

№ п/п
Автор / Название статьи
1 Зверев А.А. Трезвость – необходимое условие возрождения и устойчивого развития России
2 Андреев Ю.А., Распопов Р.В. Анализ графических материалов в Интернете
3 Богословская Е.В. Анализ информационной среды детей дошкольного возраста и педагогика Трезвости
4 Загумённый В.А., Распопов Р.В. Эффективность уроков Трезвости и их влияние на творческие способности учащихся
5 Зверев А.А., Киви В.В. Отнимание Трезвости – особо опасный вид социального паразитизма. От борьбы к утверждению и сохранению Трезвости
6 Юлдашбаева Л.А. Ученические общества Трезвости
7 Коба Т.В. Из опыта работы студенческого научного объединения «Социология Трезвости» (2004 – 2014 гг.)
8 Петрова Е.П. Должен ли учитель быть идеальным?
9 Коба Т.В. Пять аксиом Трезвости: алгоритм обзорной лекции
10 Абросова В.И. Алгоритм короткой беседы на основе «5 аксиом Трезвости»
11 Акимова Ю.В. Манипуляция общественным сознанием
12 Загумённый В.А. Алкоголь – яд, а не пищевой продукт
13 Огородникова И.П. Обоснование применения термина «интоксикант» в языке утверждения и сохранения Трезвости
14 Трифонова Г.И. Социальная реклама Трезвости: законодательные механизмы поддержки
15 Вуколов А.В. Методика распространения соцрекламы Трезвости
16 Головин А.А. Положительные и отрицательные примеры информационной пропаганды трезвости
17 Вуколов А.В. Единая база социальной рекламы общественных движений, работающих в идеологии утверждения и сохранения Трезвости
18 Миронов М.С. «Трезвая маршрутка»: алгоритм размещения социальной рекламы на транспорте на примере г. Рязани
19 Вуколов А.В., Караваев И.Е. Интернет-радио как новый способ утверждения и сохранения Трезвости
20 Кравченко О.В. Трезвые деревни и села России
21 Попов Л.Е., Афанасьев А.Л. Трезвость – необходимое условие инновационного развития России
22 Зверев А.А. Структура организаций утверждения и сохранения Трезвости. Артельный принцип
23 Исаева Н.Н., Роговская К.Ю. Результаты деятельности ЮГОО УСТ «Трезвый Южноуральск» за 2015 год
24 Писарев Д.А. О результатах деятельности Златоустовской городской общественной организации утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Златоуст» за 2015 год
25 Аникеева Т.В., Лезина А.О. Развитие трезвеннического движения в Орске. Предпосылки и ход мировоззренческого сдвига ОГОО УСТ «Трезвый Орск», достижения 2015 года
26 Макеев В.Ю. Опыт работы инициативной группы утверждения и сохранения Трезвости «Трезвая Куса» по взаимодействию с общественностью и органами государственной власти
27 Рубцов П.А. Итоги работы Ямало-Ненецкой региональной общественной организации «Трезвый Ямал» в 2015 году
28 Федосова А.А. Приносить пользу людям – мой выбор
29 Ленивкина Л.Н. Многогранность деятельности трезвого человека
30 Молоков Л.А. Песня «Трезвый Челябинск»
31 Язык утверждения и сохранения Трезвости – язык освобождения
32 Резолюция 14-й научно-практической конференции ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
33 Приложение 1. Перечень конференций ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
34 Приложение 2. Формы работы ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал»
35 Приложение 3. Представление ОД «Союз УСТ «Трезвый Урал», врученное 18.08.2009 г. заместителю полномочного представителя президента по Уральскому федеральному округу Кириллову Б.А. (по его просьбе)
36 Приложение 4. Регламент студенческого научного объединения «Социология трезвости» Тюменского государственного нефтегазового университета
37 Приложение 5. Программа утверждения и сохранения Трезвости в России «Трезвость – воля народа!»
Материалы 14-й научно-практической конференции:
"Трезвость - необходимое условие для восстановления и устойчивого развития России"
 © Общественное движение
«Союз утверждения и сохранения Трезвости «Трезвый Урал», 2016
 

Скачать  сборник  (DOC)  (PDF)

end faq



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Bosonozhki Tufli Krossovki Kedy Baletki Sandalii Mokasiny Botilony Sapogi Botinki Slancy Sabo Dutiki Lunohody