«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления…»  (Конституция РФ ст. 18).
(Конституция РФ принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.).

1. Закон должен утверждать правду

Мы, граждане Российской Федерации, имеем право на охрану здоровья  (Конституция РФ ст. 41 п. 1). Право на охрану здоровья включает в себя круг гарантированных юридических возможностей, в т. ч. получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Современное законодательство алкоголь называет пищевым продуктом. Люди должны знать правду: алкоголь является функциональным ядом и канцерогеном.

— ФЗ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. в редакции от  9.01.1996 г.№ 2-ФЗ. Закон предоставляет право потребителям на достоверную информацию о  товаре и на безопасность приобретаемого товара:  Ст.7. Право потребителя на безопасность товара: п.1. Потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использовании… был безопасен для жизни, здоровья потребителя…

— Государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ) 5964-82: «Этиловый спирт – легко воспламеняющаяся жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам».

— ГОСТ Р52473-2005: Этиловый спирт по степени воздействия на организм человека относится к 4-му классу опасности…  Действует на центральную нервную и сердечно-сосудистую системы, печень.

— Государственная система санитарно-эпидемиологического нормирования РФ. Федеральными санитарными правилами, нормами и гигиеническими нормативами ГН.1.1725-98г. Министерства здравоохранения России, утвержденными 23.12.1998г. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ за №32, п.2. -алкогольные напитки признаются как «вещества…,  с доказанной для человека канцерогенностью (п.п.2.4.1. Алкогольные напитки;  п.п.2.4.5.Табачный дым)».

— Судебная медицина. Общая и особенные части. Учебник. Авторы С.Ф. Щадрин, заместитель министра МВД РФ, к.ю.н.;  С.И. Гирько, начальник ВНИИ МВД РФ, д.ю.н., профессор;  и др. ООО Издательство «Эксмо» 2005г. Судебная медицина – это самостоятельная медико-правовая наука, которая изучает и разрабатывает вопросы медицинского, биологического и правового характера, направленные на осуществление задач правосудия и здравоохранения.
Учебник может быть использован как справочное пособие в практической деятельности сотрудниками правоохранительных органов, органов здравоохранения, адвокатами, юристами, а также гражданами при защите и восстановлении своих нарушенных прав и законных интересов.
«Глава 7. Судебно-медицинская токсикология. Параграф 1. Яды: общее понятие, классификация, особенности действия на организм. Наибольшее число отравлений вызывается следующими основными группами химических веществ:
а) функциональные яды (этиловый спирт, метиловый спирт, цианистые соединения, наркотические и иные вещества)». В судебно-медицинской практике дается следующее определение функциональных ядов: «Функциональные, которые поражают в основном центральную нервную систему, вызывают расстройство функций…».

 

2. Прекращение информационного террора

Процесс  отравления  интоксикантами (табаком, алкоголем и другими) держится на информационном терроре населения, который формирует всеобщую запрограммированность людей на самоотравление. Какими законами можно защищаться от такого информационного террора?

— ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ,  №71-ФЗ от 11.05.2009г., с последующими редакциями ФЗ: «Статья 14.Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Меры по содействию духовного и нравственного воспитания детей».

Дети – это будущее страны,   равноправные члены нашего общества, и, в первую очередь, общество обязано защитить детей от информационной агрессии. Что не только позволяет, но и обязывает нас сделать федеральный закон «Об основных  гарантиях прав ребенка в РФ», статья 14 которого обязывает защищать детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Это императивная норма по защите детей от информационной агрессии, от  рекламы алкоголя и табака.

— ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 декабря 2010г. №436-ФЗ. Вступает в силу с 1 сентября 2012г.; Статья 4. Полномочия федерального органа исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.  К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством РФ относится установление порядка проведения экспертизы информационной продукции, а также надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Статья 5.Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей:

п.2. К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:  — побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;  — способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки,  изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

Статья 17. п.2. Юридические лица, индивидуальные предприним атели, общественные объединения, иные некоммерческие организации, граждане вправе обращаться для проведения экспертизы информационной продукции в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, который  в срок не более десять дней принимает решение о направлении указанного обращения эксперту…

Статья 21. Общественный контроль в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию:

п. 2.При осуществлении общественного контроля общественные объединения и иные некоммерческие организации, граждане вправе: — осуществлять мониторинг оборота информационной продукции и доступа детей к информации, в т.ч. посредством создания «горячих линий»;- обращаться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный  Правительством РФ, для проведения экспертизы информационной продукции…»

— ФЗ «О рекламе» в редакции от 13.03.2006г.№38-ФЗ:

Ст. 5. п. 1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Ст. 5.п. 3.Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

— Международная Конвенция ООН о правах ребенка (международное право). Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г., подписана от имени СССР 26.01.1990г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г. Конвенция вступила в силу  15.09.1990года.

Ст. 13. п. «2-б». Государства-участники считают возможным ограничить право ребенка на информацию, которая необходима для охраны … здоровья или нравственности населения.

Ст. 17, п. «е». Государства-участники признают важную роль средств массовой информации, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С этой целью государства-участники поощряют разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.

 

3. Уроки Трезвости

— Конституция РФ,  ФЗ «Об образовании».

— ФЗ  «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.1998г. №124-ФЗ (включая изменения, вступившие в силу).

 

4. Отраву — за границы населенных пунктов в спецмагазины

— ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-ФЗ, включая изменения ФЗ, вступившие в силу. По этому закону определяется механизм самоуправления на местах для решения вопросов местного значения.

Граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Ст. 2. п.1.п/п.10. Вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования (городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения), решение которых в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

К вопросам местного значения относятся и вопросы торговли, в том числе торговля алкоголем и табаком:

Ст. 14.Вопросы местного значения поселения. К вопросам местного значения поселения относятся вопросы торговли (п.10).

Ст. 15.Вопросы местного значения муниципального района. К вопросам местного значения муниципального района относятся вопросы торговли (п.18).

Ст. 16.Вопросы местного значения городского округа. К вопросам местного значения городского округа относятся вопросы торговли (п.15).

Правовое регулирование по вопросам торговли  алкоголем и табаком отдана в руки субъектов РФ законом РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ, с последующими принятыми редакциями, с учетом изменений, внесенных ФЗ от 31.12.2005 г. № 209-ФЗ  (ст.16 п.3/1).

На уровне каждого субъекта РФ  должно быть соответствующее Постановление об ограничении времени торговли алкогольными ядами. Далее, на основании Постановления субъекта РФ по вопросам торговли принимаются местные муниципальные правовые акты с учетом общественного мнения граждан.

Территориальное общественное самоуправление (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-ФЗ, ст.27.п.3)может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (в т.ч. торговли алкоголем и табаком).

Общественное самоуправление  осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов ТОСа.

Самоуправление.

Органы территориального самоуправления вправе вносить в органы местного самоуправления (ст.27.п.8. п.п.4) проекты муниципальных правовых актов, подлежащие их обязательному рассмотрению.

По вопросам торговли необходимо работать с органами территориального общественного самоуправления (ТОСа), палатой ТОСов. ТОС может принять решение о работе специализированных алкогольных и табачных  магазинов;  сокращении времени работы и количества магазинов, торгующих алкогольной отравой,  вплоть до выноса таких магазинов за пределы территории соответствующего ТОСа.

Собрания граждан (ст.29). Для обсуждения вопросов местного значения на  части территории муниципального образования (городского или сельского поселения, района, городского округа, либо внутригородская территория города федерального значения) может проводиться собрание  по инициативе населения.

Конференция граждан (собрание делегатов) ст. 30.  Итоги собрания граждан, конференции граждан подлежат официальному опубликованию.

Опрос граждан (ст.31) может проводиться на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами, а также органами государственной власти. По вопросам местного значения опрос проводится по инициативе представительного органа (ст.35) или главы муниципального образования (ст.36).

Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст.32).

 

5. Правдивая информация

— ФЗ  «О защите прав потребителей» от 7.02.1992г. в ред.  в редакции от  9.01.1996г.№2-ФЗ.

Ст. 10. Информация о товарах.

п.1.Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах… .

Ст. 8. Право потребителя на информацию.

Ст. 10. п. 2. Информация о товарах… в обязательном порядке должна содержать: сведения о свойствах товара, сведения о составе, о содержании в них вредных для здоровья веществ и др.

До потребителя обязаны доводиться достоверные сведения о качестве и безопасности продаваемого товара. Пора самостоятельно (не ожидая, что это будет сделано сверху) доводить до сведения населения информацию через ТоСы, палаты ТОСов и Общества защиты прав потребителей. Размещать  достоверную правдивую информацию о том, что алкоголь является функциональным ядом и канцерогенным веществом в «Уголке потребителя» в магазинах, на досках информации ТОСов, согласовывая с ТОСами. Например, информация о том, что алкоголь является канцерогенным веществом.  Это действующие в настоящее время федеральные санитарные правила и нормы.  Это правдивая информация, которую обязан знать потребитель.

— Основы законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан. В редакции  от 02.03.1998г. №30-ФЗ.

Ст.19.Граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая…информацию о продуктах, их соответствия санитарным нормам и правилам.

— ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006г.№38-ФЗ, с  последующими принятыми редакциями.

Ст. 5. п. 1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.

Ст. 5. п. 3.Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения.

ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г.№52. Граждане имеют право на благоприятную  среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а значит, чистую и от табачного дыма.

 

6. Сокращение времени работы спецмагазинов

— ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995г.№171-ФЗ,( в ред.ФЗ от 07.01.1999 №18-ФЗ, от 29.12.2001 №186-ФЗ, от 24.07.2002 №109-ФЗ, от 25.07.2002 №116-ФЗ, от 02.11.2004 №127-ФЗ,от 21.07.2005 №102-ФЗ (ред. 31.12.2005),от 16.10.2006 №160-ФЗ, от 29.12.2006 №248-ФЗ, от 19.07.2007 №219-ФЗ,  от 01.12.2007 №302-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 №17-П, ФЗ от 26.07.2006 №134-ФЗ, от 20.04.2007 №55-ФЗ).

Ст. 16.Порядок поставок и розничной продажи алкогольной продукции.

П.3.1. Субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции (п.3.1. введен ФЗ от21.07.2005 №102-ФЗ).

На уровне субъекта РФ (областном уровне) должно быть принято соответствующее Постановление об ограничении времени продажи алкогольных ядов.

По вопросам торговли необходимо работать с ТОСами (территориальные органы самоуправления), палатой ТОСов. ТОС может принять Решение о выносе магазинов, торгующих ядами, сокращении времени работы и количества магазинов, торгующих алкогольной отравой, вплоть до выноса их за пределы территории ТОСа.

Сокращение времени работы спецмагазинов. Рассмотрим вариант, когда отсутствует  Постановление об ограничении продажи алкоголя. В этом случае необходимо проявить гражданскую инициативу и требовать принятия этих норм. Гражданская инициатива прописана в Уставе любого поселения: жители  имеют право непосредственно, либо через органы ТОСов внести интересующий их вопрос на рассмотрение городской Думы, потребовать от Главы города (мэра) или иного должностного лица выступить с публичным сообщением по определенному жителями вопросу. Обращения и требования принимаются к рассмотрению, если они подписаны не менее, чем одной тысячей жителей или направлены не менее чем тремя ТОСами.

То есть, требовать принятия Постановления об ограничении продажи ядов и даже вносить свой проект этого Постановления можно путем сбора одной тысячи подписей жителей территориального органа самоуправления.  Жители поселений имеют право вносить  проекты нормативных правовых актов по вопросам  местного значения — торговли алкоголем и табаком.

 

7. Прекращение доступности этанола для отравления людей

Постепенное плановое сокращение доступности алкоголя и табака, а также иных интоксикантов  для отравления людей. Причем с опережением информационного сознания людей и формирования морали трезвости в обществе.

На первом этапе необходимо пользоваться:

— ФЗ РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ,( в ред.ФЗ от 07.01.1999 №18-ФЗ, от 29.12.2001 №186-ФЗ, от 24.07.2002 №109-ФЗ, от 25.07.2002 №116-ФЗ, от 02.11.2004 №127-ФЗ,от 21.07.2005 №102-ФЗ (ред. 31.12.2005),от 16.10.2006 №160-ФЗ, от 29.12.2006 №248-ФЗ, от 19.07.2007 №219-ФЗ,  от 01.12.2007 №302-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.11.2003 №17-П, ФЗ от 26.07.2006 №134-ФЗ, от 20.04.2007 №55-ФЗ).

Ст. 7. Полномочия органов местного самоуправления в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Ст. 7. п. 1.Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции… .

Ст. 7. п. 2.Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции… .

Ст. 16. п. 2.Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:

  • в детских, образовательных и медицинских организациях;
  • на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения;
  • в организациях культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания…), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружениях;
  • несовершеннолетним.

Ст. 16. п. 3. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других, не приспособленных для продажи данной продукции местах.

Ст. 16. п. 3 абз. 2. Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами РФ (п.3.2. введен ФЗ от 21.07.2005 №102-ФЗ).

Жители  поселений  имеют право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных  правовых актов по вопросам  местного значения — торговли алкоголем и табаком и требовать принятия и исполнения соответствующих законодательных актов.

— ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003г. №131-ФЗ, включая изменения, вступившие в силу.

Ст. 44. п. 1.Уставом муниципального образования должен определиться перечень вопросов местного значения. (Напомним, к вопросам местного значения относятся и вопросы торговли алкоголем и табаком).

Ст. 46. п. 1. Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами, главой муниципального образования, иными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориальными общественного самоуправления (ТОСами), инициативными группами граждан  и др. , установленными уставом муниципального образования.

 

8. Сохранение Трезвости в России на веки вечные

Таким образом, некоторая законодательная база по прекращению информационно-алкогольного террора населения РФ, в т.ч. детей,  существует; сокращение времени продажи алкоголя и табака, торговля ими только в специализированных магазинах, а также вынос специализированных магазинов за пределы поселений также законодательно возможен.

Необходима практическая  деятельность граждан по формированию морали Трезвости в обществе, по прекращению информационного террора, по сокращению доступности интоксикантов.

Поделитесь: