В Тюменском институте криосферы Земли состоялся межрегиональный круглый стол «Вертолеты – пути развития и практического применения». Авиапром. Знак становления — вертолёт Ка-26 с поршневым бесшатунным двигателем схемы С.С. Баландина». В его работе приняли участие специалисты и представители организаций, заинтересованных в появлении доступных по цене, дешевых в эксплуатации, безопасных вертолётов: геологи, поисковики, экологи, представители МЧС, специалисты департамента по инвестиционной политике Тюменской области.

Главной целью мероприятия стала оценка перспектив отечественного авиапрома, доведения до экспертного сообщества возможностей применения инновационного двигателя для вертолёта Ка-26.

«В настоящее время по своим качествам это лучший вертолёт мира в данной линейке. Хотя его производство прекратилось 40 лет назад, но за рубежом он все еще востребован и интенсивно используется, — отметил активист ОНФ, ветеран гражданской авиации, пилот Александр Зверев. – Данный вертолет надежен и экономичен. Вместе с тем, модель можно усовершенствовать, в разы, повысив эффективность данной техники, через оснащение Ка-26 перспективным поршневым бесшатунным двигателем схемы С.С.Баландина.

Собственными силами в инициативном порядке Александр Зверев выполнил комплекс опытно-конструкторских работ по разработке бесшатунного поршневого двигателя для силовой установки вертолёта Ка-26. При этом на уровне «Ноу-Хау» была отработана технология изготовления кинематики бесшатунного двигателя. Ряд узлов выполнены на уровне изобретений. Уменьшенный прототип мощностью в 20 л.с. был испытан на стенде и подтвердил верность основных решений.

Бесшатунный двигатель отличается от традиционных поршневых двигателей только схемой передачи движения от поршней на коленчатый вал. За счёт этой «мелочи» двигатель становится много проще и легче. А.Зверев построил и полноразмерный натурный макет бесшатунного двигателя для силовой установки вертолёта Ка-26.

 

Сухой вес двигателя получился в 45 кг, а расчётная мощность в 200 л.с. О параметрах двигателя можно получить представление по его деталям. Например, картер, это остов двигателя, его основная деталь. И эту основную деталь двигателя мощностью в 200 л.с. можно спокойно держать на ОДНОМ ПАЛЬЦЕ. Комплект штоков, передающих движение от 4-х поршней на коленчатый вал, весит всего 1200 гр. К тому же двигатель обещает быть многотопливным с дизельной экономичностью, благодаря оригинальной разработке смесеобразования, защищенной патентом.

Согласно проекту, установка на вертолёт Ка-26 четырех бесшатунных двигателей по 40-45 кг каждый, уменьшит вес конструкции вертолета примерно на 500 кг. При этом исчезает наружная подвеска двигателей и резко снижается сопротивление движению вертолёта. Эти компоновочные решения в сочетании с повышенной экономичностью новой силовой установки повышают базовые характеристики вертолёта Ка-26. Начальная грузоподъёмность составит около 1600кг, предельная дальность полёта увеличивается до 4000-4500 км. При этом максимальная продолжительность полёта (без дозаправки) увеличивается до 20-25 часов

 

 

Эффективность Ка-26 становится лучше в 2-3 раза параметров лучших современных вертолётов.

Разработкой заинтересовался присутствовавший на встрече начальник отдела управления флотом АО «ЮТэйр – вертолетные услуги» Дмитрий Копылов. Он поинтересовался, сертифицирован ли предлагаемый двигатель. Разработчик пояснил, что данная конструкция не сертифицирована, ещё предстоит работа по созданию двигателя и его доводке, для чего имеется программа рассчитанная на 12-14 месяцев.

 

Подчёркивая реальность программы и назначенных сроков, разработчик пояснил, что он В ОДИНОЧКУ! НА ОБЫЧНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СТАНКАХ построил образец, который запускался на стенде, за 35 дней. Это обозначает, что в соответствующих производственных условиях доводка будет быстрой и качественной, так как бесшатунный поршневой двигатель основан на всём опыте, который наработан обычным поршневым моторостроением. Его легко запустить в промышленное производство при соответствующей поддержке государства.

 

«Поскольку проект в целом отвечает важным государственным задачам: импортозамещение, повышение эффективности экономики, поддержание отечественных предприятий — Тюменское отделение ОНФ видит целесообразным продолжить дискуссию по данной теме и довести информацию об уникальном проекте до руководства страны», — отметил сопредседатель регионального штаба ОНФ в Тюменской области Владимир Мельников.

Поделитесь: